Государственный бюджет

Управленческий бюджет

Управленческим бюджет становится тогда, когда достигает верхнего уровня. Обычно специалисты данным термином называют совокупность трех разновидностей бюджетов. Это касается одновременно как доходов и расходов, так и всего процесса передвижения финансовых средств совместно с бюджетом по балансному листу. Три данных разновидности бюджета собираются из информации, обработанной и предоставленной ЦФО.

Когда есть вопрос что такое бюджет, следует помнить: он является важным аспектом в финансовом планировании, поэтому на него обращают особое внимание и не жалеют кадров в любой сфере бизнеса или даже структуры государственного масштаба. Если бюджет рассчитывается правильно, в любой сфере обеспечивается порядок и точное соответствие любым предъявляемым требованиям

Кто утверждает

Поскольку годовой бюджет федерации подготавливается и существует объективно в такой форме, как федеральный закон, то его утверждение находится в компетенции парламента — Федерального Собрания России.

Непосредственно занимается разработкой бюджетного проекта Правительство. Главенствующую роль в составлении проекта играет Минфин.

В настоящее время такой ФЗ принимается на несколько лет сразу, а именно на трёхлетний срок (в него включается текущий финансовый год, а также следующие за ним два года планового периода) и является главным финансовым документом страны.

Проект основывается на социально-экономическом прогнозе развития страны. Такой прогноз разрабатывает Минэкономразвития совместно с Минфином.

Например, в долгосрочном прогнозе социально-экономического развития до 2036 года, прилагаемом к подготовленному проекту бюджета федерации на предстоящие три года (2019—2021), указывается на плавное ослабление курса рубля: к 2036 году один доллар США будет стоить примерно 73,9 рубля.

Государственный бюджет — Answr

Совокупность доходов и расходов государства в строго определенный временной период, оформленная в виде финансового документа с обязательным указанием источников и предполагаемых размеров денежных поступлений, направлений и объемов их расходования.

Для формирования государственного бюджета, отражающего потребности страны, подлежащие финансированию для их удовлетворения из казны государства, правительственные органы, участвующие в его составлении, исследуют и утверждают расходную и доходную части, каждая из которых является обязательной структурной формой госбюджета. Государственный бюджет складывается из следующих уровней:

  • федерального;
  • регионального;
  • муниципального;
  • местного;
  • бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Структура расходной части бюджета

Государственные расходы, закладываемые в бюджет страны, формируются из совокупности всех потребностей государства в определенный временной период. Денежные средства из госказны направляются на удовлетворение таких национальных целей и интересов, как:

  • Военные. Обеспечение безопасности и обороноспособности государства.
  • Экономические. Формирование госсобственности, погашение внешнего долга, поддержка предпринимательства, пополнение государственного резерва, участие в инвестиционных проектах, прочие расходы экономического характера.
  • Внешнеполитические. Расходы для осуществления международной деятельности, участия в интернациональных объединениях, организациях, ассамблеях, обеспечения международных соглашений и прочее.
  • Социальные. Обеспечение страховых, пенсионных, целевых и прочих выплат, бюджетные ассигнования на содержание медицинских, образовательных, культурных и других социальных объектов. Расходы на формирование и функционирование социальной политики государства.
  • Расходы на государственное управление. Предусматривают обеспечение деятельности президента страны, органов власти и другие потребности общегосударственного управления.

Таким образом, государственный бюджет имеет три структуры расходов, включая ведомственную, экономическую и функциональную. Главный финансовый документ страны также включает в себя закрытые статьи расходов, как правило, используемые Министерством обороны, но часто распределяющиеся и на социально-экономическую сферу.

Структура доходной части бюджета

Государственные доходы представляют собой денежные средства, поступившие в безвозвратном и безвозмездном порядке в соответствии с законодательством государства. Формируется доходная часть из:

  • Налоговых выплат, включающих налоги и сборы на собственность, на внешнюю торговлю, на прибыль и другие сферы деятельности, пошлины и отчисления.
  • Неналоговых поступлений, основанных на доходах от коммерческой деятельности, штрафах, административных сборах, поступлениях от санкций и других платежей, не являющихся налоговыми.
  • Доходов от операций с капиталом. Торговые операции с землей, государственными запасами, основным капиталом.

Государственные доходы, превысившие расходы, образуют профицит бюджета, фактически избыток денежных средств. В случае, когда расходная часть оказывается больше доходной, формируется дефицит.

Принципы построения государственного бюджета

В абсолютном большинстве демократических стран составление государственного бюджета возложено на правительство, принятие и утверждение его поручено высшим законодательным органам.

Бюджет может формироваться на различные временные периоды, устанавливаемые Конституцией или соответствующими национальными законами государств. К принципам построения государственного бюджета относятся:

  • единая бюджетная система;
  • достоверность показателей бюджета;
  • самостоятельность бюджетных уровней;
  • открытость и гласность бюджета;
  • разграничение доходной и расходной частей между уровнями бюджетной системы.

Для эффективности использования бюджетных средств, адекватности и актуальности формирования государственного бюджета государство обеспечивает бюджетный учет, основы которого заложены в действующем законодательстве.

Статьи на эту тему

  • Нефть и бюджет РФГосударственные финансыРоссийская экономика во многом зависит от экспорта нефтепродуктов и, соответственно, от мировых цен на нефть.
  • Операционный бюджетКоммерцияОбщий объем финансовых потребностей компании, зависящий от прогнозируемого уровня затрат и объема прибыли.
  • Баланс государственного бюджетаГосударственные финансыСоотношение расходов и доходов государства.

Показатели прошлых лет

Конечно, государственные средства внутри страны не распределялись одинаково по годам. Каждый год вносились правки в общую экономическую картину. Источники для бюджета городов и бюджета регионов мало отличимы друг от друга.

2016

Ключевыми показателями при формировании государственного бюджета в 2016 году стали показатели стоимости одного барреля нефти марки Brent. Расчеты политиков показали, что стоимость одного барреля этой нефти доходила до 50 долларов США, при этом курс американской валюты по отношению к рублю составил 63,3 рубля. Для 2016 года характерны следующие показатели:

  • Доходная часть составляла 13 738,5 млрд рублей. Увеличение объема сохраненных сбережений было принято реализовывать за счет увеличения прибыли с нефтегазовой промышленности.
  • Расходная часть составляла 16 098, 6 млрд рублей.
  • Предполагаемая величина резервного фонда страны доходила до 5 507,1 млрд рублей.

Доля бюджетных расходов была неоднородна. В первую очередь государство отчисляло средства на социальную политику. Это 27,7 % всей доли бюджета. Затем средства отчислялись на оборону — 19,2 % всех сбережений. После, на национальную экономику и правоохранительные системы. Далее, по уменьшению средства отчислялись на значимые .

2017

Динамика распределения средств страны в 2017 году зависит от котировок цен на нефть, газ, а также котировки стоимости золота и других драгоценных металлов. В 2017 году большое значение имели введенные санкции. Таким образом в 2017 году:

  • Доходы составляли 13.488 млрд. рублей.
  • Расходы составляли 16.241 млрд. рублей.
  • Дефицит составлял 2.753 руб.

В 2017 году курс доллара составлял 67,5 рублей, что значительно меньше, чем на сегодняшнее время. Относительно процентной политики нет различий с политикой 2016 года. В первую очередь средства уходят на следующие статьи:

  • Социальная политика — 30,8%.
  • Оборона страны — 17,2%.
  • Национальная экономика — 12,8% и так далее по убыванию.

2018

За основу расчетов в 2018 году были взяты показатели одного барреля нефти марки Urals. В то время средний по году курс доллара составлял 64,7, процент инфляции доходил до 3,7%, показатели доходов страны в 2018 году стал значительно выше по отношению к 2017 году и составил 15,182 трлн рублей. Суммы расходов государства доходили до 16,514 трлн рублей.

Относительно процентной политики средства распределяются следующим образом:

  • 30,96% уходит на социальную политику.
  • 17,01% уходит на национальную оборону.
  • 14,11% уходит на национальную экономику.

Таким образом 2018 год дал очень мощный толчок для развития экономики других лет.

2019

2019 год был достаточно специфичным годом по прогнозам Министерства Финансов РФ. Колебания рыночных цен связано с изменениями показателей на зарубежных рынках, а также с санкциями США в отношении РФ. Относительно процентной политике характерно следующее:

  • Отчисления на соц.политику 24,5%.
  • Нац. оборону — 14,6%.
  • Нац. экономику — 13,2%.
  • Правоохранительную деятельность — 11,3.

И так далее по убыванию расходов экономики.

Семейный бюджет

Существует несколько стратегий управления семейным бюджетом. Опираясь на индивидуальные особенности каждой семьи, выделяют 3 основных разновидности семейных бюджетов:

  1. Смешанный. Другими словами, эта разновидность называется долевой. Это означает, что бюджет будет наполняться из нескольких источников. То есть каждый из членов семьи будет вкладывать в бюджет часть своего дохода. Эта разновидность подойдет для тех, кто хочет сохранить свою финансовую независимость, и в то же время иметь возможность воспользоваться общими средствами в случае финансовых проблем;
  2. Совместный. Эта разновидность означает, что доход каждого из членов семьи будет объединен в одну общую сумму. Из неё можно взять средства на личные нужды, а также другие цели, чтобы обеспечить потребности семьи в целом. Также это означает, что расходы каждого человека автоматически становятся общими и покрываются из общего бюджета;
  3. Раздельный. Данная разновидность не часто встречается в семьях, особенно в тех, которые созданы давно. Здесь каждый член семьи получает доход, который не будет направлен в общую казну. Если возникает потребность в приобретении каких-либо вещей, сумма может быть разделена на двоих. В первую очередь, это касается оплаты коммунальных услуг, приобретения еды и содержания ребёнка.

Даже если семья долго жила без планирования доходов и расходов, это не значит, что начать вести домашнюю бухгалтерию поздно. Сначала необходимо определить доходные потоки и распределить расходы по категориям. На первых этапах, необходимо ежедневно вносить данные о тратах и доходах. Спустя несколько месяцев можно приступить к подбивке итогов и на основании этого составить план на следующий месяц.

Дефицит и профицит госбюджета

Дефицит государственного бюджета — превышение расходов над доходами, профицит — превышение доходов над расходами.

В мире мало стран с профицитным бюджетом. Большинство тратит больше, чем зарабатывает. Даже такие мощные в экономическом плане государства как США (минус почти 0,9 млрд. долларов!), Китай (-475 млрд. долларов).

Сверстать идеальный бюджет на год вперед непросто. В доходную часть закладываются потенциальные поступления (ожидания от таможенных сборов, налогов, цен на нефть, котировки национальной валюты и др.), но они могут измениться. Валюта может девальвировать сильней ожидаемого, налогов поступить меньше из-за замедления роста ВВП и т.д.

Что делать государству при дефиците госбюджета:

  • сокращать расходы (уменьшать зарплату бюджетникам, сокращать пособия, отменять льготы, сворачивать финансирование социальных и инфраструктурных проектов);
  • наращивать внешний долг через получение кредитов или выпуск облигаций;
  • опустошать ЗВР;

а что делать, если возник профицит:

  • увеличить расходы через рост зарплат и пособий, дополнительно финансировать важные социальные и инфраструктурные проекты и т.п.;
  • перебросить излишек средств на следующий год;
  • направить избыточные средства в ЗВР, купив золото или иностранную валюту.

Корпоративный бюджет

Бюджет компании часто составляется ежегодно, но он может не быть законченным бюджетом, обычно требующим значительных усилий, это план на краткосрочное будущее, обычно позволяет сотням или даже тысячам людей в различных отделах (операциях, людских ресурсах, ИТ и т. Д.), Чтобы указать ожидаемые доходы и расходы в окончательном бюджете. См. Финансовый прогноз и .

Если фактические цифры, представленные в течение бюджетного периода, приближаются к бюджету, это говорит о том, что менеджеры понимают свой бизнес и успешно ведут его в намеченном направлении. С другой стороны, если цифры сильно расходятся с бюджетом, это посылает сигнал «выйти из-под контроля», и цена акций может пострадать. Планировщики кампании несут два типа затрат в любой кампании: первый — это стоимость человеческих ресурсов, необходимых для планирования и проведения кампании. Второй тип затрат, которые несут планировщики кампании, — это реальные затраты на саму кампанию.

Специалистов, занятых в этой сфере, часто называют « бюджетным аналитиком », специализированным финансовым аналитиком . Обычно это относится к сфере финансового управления компании в целом; иногда, в частности, в «FP&A» (Финансовое планирование и анализ).

Что такое семейный бюджет?

У каждой ячейки общества есть траты, которые она должна покрывать. О том, что такое семейный бюджет, определение говорит, что он представляет собой планирование семейных расходов, основываясь на суммарный доход всех членов семьи. Составляется он на определенный срок – чаще на месяц, на год. В него включаются обязательные и необязательные расходы. Существует несколько схем планирования семейного бюджета:

  1. Классическая схема доходов и расходов. В ее рамках суммируются все доходы семьи. Затем составляется список предстоящих на определенный период расходов, которые в сумме не должны превышать общий доход. На каждый пункт расходов определяется необходимая сумма, за рамки которой в обозначенный период выходить нельзя.
  2. Схема нескольких конвертов. Она схожа с классической. Подсчитывается общий доход семьи, рассчитываются предстоящие траты с определением суммы на каждую. В подписанные конверты раскладываются необходимые суммы. Если остается свободная сумма, ее кладут в отдельный конверт либо не снимают с банковского счета. Использовать эти средства для увеличения обозначенных трат нельзя. Это позволяет откладывать средства на дополнительные расходы.
  3. Схема выхода в ноль. Она отвечает основному принципу того, что бюджет – это в экономике сбалансированность. Полученные доходы суммируются, складываются на общий счет или определенное место в доме. Из этой «копилки» берутся средства на необходимые траты. Этот бюджет можно создать не из всей полученной суммы денег, благодаря чему осуществляется экономия.

https://youtube.com/watch?v=qu1scVOercU%250D

Из чего складывается семейный бюджет?

Понимание этого вопроса поможет грамотно тратить финансы. Составляющие определяются, исходя из того, что такое бюджет в общей терминологии. Разница в том, что в случае семейного планирования нет территориального полиса, все регулируется только финансовым полисом. Вот из чего состоит бюджет семьи согласно ему:

  1. Доходы. Они состоят из заработной платы, надбавок, премий, бонусов, подработок, выигрышей, социальных выплат, помощи, алиментов. Все это касается каждого члена семьи.
  2. Расходы. Они бывают первоочередными – обязательными к обеспечению и второстепенными.

От чего зависят расходы семейного бюджета?

На траты и их суммы влияет необходимость, пожелания и возможности. Чтобы правильно сформировать бюджет семьи, необходимо знать, какими бывают ее расходы:

  1. Обязательные. К ним относятся траты на продукты питания, оплату жилья, коммунальных услуг, транспортные расходы, покупка одежды, товаров для дома, медикаментов, оплату кредитов, страховки и так далее.
  2. Желательные. В эту категорию относят расходы на то, без чего можно при необходимости обойтись. Это развлечения, хобби, посещение кружков, спортзала, салонов красоты, покупка косметических средств и тому подобное.
  3. Роскошь, имиджевые товары.

На чем можно сэкономить семейный бюджет?

При правильном подходе расходы можно уменьшить. Понять, как сократить семейный бюджет по части трат, помогут следующие рекомендации:

  1. Уменьшение количества приобретаемых товаров. Не следует покупать то, без чего можно обойтись. Перед походом за покупками составьте список необходимого и не приобретайте того, чего в нем нет.
  2. Планируйте семейный бюджет. Это поможет рационально использовать средства.
  3. Откажитесь от дорогостоящих покупок. Дороговизна не является признаком качества. В одной категории товаров есть позиции с высокой стоимостью и ничем не уступающие им в качестве недорогие варианты.
  4. Записывайте уже приобретенные товары. Это поможет проанализировать, все ли покупки были необходимыми. В будущем откажитесь от тех из них, которые таковыми не являются.

По определению того, что такое бюджет, это планирование доходов и расходов с целью целесообразной реализации первых. Его формирование является необходимостью для нормального функционирования государства, в работе предприятий, жизнедеятельности семьи. Правильное его формирование – задача специалистов, а в рамках семьи его можно грамотно составить, используя несложные схемы.

Из чего формируется

Процесс составления и исполнения годовой национальной казны определяется нормативными документами. Президент РФ согласно прописанным в законопроекте условиям утверждает сроки разработки правительственного бюджета на следующий год.

Планирование затрат — совместная деятельность министерств и законодательных органов. При прогнозировании проектов намечаются отправные точки формирования казны, рассматривается баланс уже растраченных средств, выводится социально-экономический прогноз.

Сформированный проект передается на рассмотрение президенту РФ. Только после одобрения президента проект передается на утверждение в парламент.

Любую казну формируют отрасли экономики. Казну России составляет баланс суммы затрат и суммы доходов. Методы ее формирования следующие:

  • Бюджетный. Он основывается на налоговых отчислениях и зарегистрированных в государственных предприятиях;
  • Кредитный. Он основан на получении процентов с займов, взятых в других государствах.

Политика формирования казны заключается в прогнозировании доходов и затрат, разработки финансовых проектов, контроля исполнения поставленных задач и анализ итогов.

Государственный бюджет

Код ЕГЭ: 2.14. Государственный бюджет

Государственный бюджет — это важнейший финансовый документ, представляющий собой смету доходов и расходов страны на определенный период, в котором указываются источники и размеры государственных доходов, а также направления государственных расходов.

Государственный бюджет существует для обеспечения государственных расходов. Он отражает основные направления государственной политики. В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед государством, необходимо выделять финансовые средства по определенным направлениям,

Основные функции государственного бюджета:

  • контроль над деятельностью правительства;
  • регулирование денежного обращения внутри государства;
  • реализация экономической и социальной политики государства;
  • предоставление публичной информации о стратегических направлениях экономической политики государства.

В зависимости от правильности расчётов бюджета он может быть трёх видов:

  • профицитным — с положительным остатком (сальдо) — доходы превышают расходы;
  • сбалансированным — доходы равны расходам;
  • дефицитным — с отрицательным остатком (сальдо) — доходы меньше расходов.

Примечания: Сальдо — разница между прибылью и расходами. Профицит — доходов больше, чем расходов. Дефицит — доходов меньше, чем расходов.

Принятие государственного бюджета в Российской Федерации

Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны и ежегодно утверждается Федеральным законом «О федеральном бюджете».

Правительство РФ как единственный в этом случае субъект законодательной инициативы разрабатывает проект государственного бюджета и представляет его Государственной Думе. Проект государственного бюджета проверяется Счетной палатой и комиссиями Государственной Думы. Федеральный бюджет принимается Государственной Думой РФ в трех чтениях. После принятия федерального бюджета Государственной Думой он утверждается Советом Федерации, а Президент РФ подписывает его и обнародует.

Далее в процессе своей деятельности правительство исполняет государственный бюджет (т. е. расходует финансовые средства по назначению), предоставляя Государственной Думе регулярные отчеты об исполнении бюджета, и ежегодный отчет о результатах своей деятельности.

СТРУКТУРА БЮДЖЕТА

Госбюджет внутри себя делится на составные части: 1) Доходная (откуда поступают деньги), 2) Расходная (куда будут впоследствии направлены деньги).

Доходы государственного бюджета

Источники государственного бюджета подразделяют на обычные и кризисные. К кризисным источникам государство прибегает в случае бюджетного дефицита.

 Обычные источники государственного бюджета:

  • налоги (основной источник госбюджета);
  • административные платежи и сборы;
  • доходы от имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от государственных предприятий;
  • доходы от приватизации государственной собственности;
  • платежи по штрафам и др.

 Кризисные источники государственного бюджета (источники покрытия дефицита бюджета):

  • дополнительная эмиссия (выпуск денег). Этот источник пополнения государственного бюджета ведет к инфляции;
  • сокращение бюджетных расходов (в основном на социальные программы) и повышение налогов. Такие меры могут привести к социальным протестам И дестабилизации политической обстановки;
  • внешние займы (у других государств) и внутренние займы (выпуск государственных ценных бумаг). Использование этих источников приводит к увеличению государственного долга.

Расходы государственного бюджета

Расходная часть государственного бюджета — это выплачиваемые из госбюджета денежные средства. К таким расходам относятся:

  • социальные — расходы на социальные пособия и пенсии, а также на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности;
  • военные — расходы на повышение обороноспособности государства и содержание армии;
  • экономические — финансирование государственных инвестиционных программ, накопление государственных резервов и выплата государственного долга;
  • внешнеэкономические — взносы в международные организации;
  • содержание государственного аппарата — финансирование деятельности органов государственной власти.

Вы смотрели конспект «Государственный бюджет». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Функции государственного бюджета

Рассмотрим основные функции государственного бюджета, то есть, для чего вообще его принимают.

  1. Планирование доходов и расходов на предстоящий год;
  2. Регулирование финансовых потоков в государстве;
  3. Информирование населения и субъектов хозяйствования об экономической политике на предстоящий год.

Фактически, государственный бюджет является показателем осуществления государством своих функций: именно при помощи бюджета решаются вопросы макроэкономического регулирования в стране. Благодаря бюджету, формируются доходы и расходы хозяйствующих субъектов в государстве, включая население, регулируются объемы производства и торговли, формируются различные резервные фонды. Государственный бюджет самым прямым образом влияет на формирование важнейших экономических показателей страны.

Вот только самые ключевые моменты, на которые влияет бюджет государства:

  • ВВП;
  • Инвестиции (приток и отток капитала);
  • Реальные доходы граждан;
  • Уровень цен;
  • Уровень денежной массы в обращении;
  • Уровень инфляции;
  • Ставки по кредитам;
  • Валютный курс;
  • Объемы экспорта и импорта.

Виды бюджетов

Без формирования бюджета невозможна финансовая стабильность.

Именно поэтому нужно уметь, как говорят в народе: «Сводить концы с концами», т.е. грамотно бюджетировать проект (семью, организацию, государство). Далее немного подробней остановимся на каждом из перечисленных видов бюджета.

Личный (семейный)

Ведение семейного бюджета – это основа материального благополучия семьи.

Безусловно, совокупный объем доходной части бюджета ячейки общества – наиболее важный пункт определения благосостояния

Но не менее важно и то, как оптимально распорядиться этими доходами

Все мы знаем примеры из своего ближайшего окружения, когда человек, зарабатывающий приличные деньги, частенько занимает у своих знакомых «до зарплаты», а семья со скромным достатком может позволить себе съездить в отпуск за границу.

А все дело в том, что кто-то умеет рационально сформировать свой бюджет, а кто-то – нет.

Какие цели преследуются при составлении семейного бюджета:

  1. учет всех доходов из разных источников;
  2. контроль произведенных расходов и их планирование на будущий период;
  3. накопление денежных средств за счет профицита бюджета;
  4. создание денежной «подушки безопасности» на случай форс-мажорных обстоятельств или крупных трат.

Семейный бюджет может вестись различными способами, в зависимости от уклада конкретной семьи:

Бюджет организации

Как известно, основная цель любого коммерческого проекта (в том числе – деятельности компании, предприятия, организации и т.д.) – получение прибыли. Но стабильность ее получения зависит от грамотного планирования хозяйственной деятельности и правильного формирования бюджета.

Бюджет предприятия – это план (смета), характеризующий структуру и объем доходов и расходов за определенный период. Бюджетное балансирование – это одна из важнейших функций управления компании.

Бюджет компании подразделяется на несколько разновидностей, основным из которых является генеральный (основной). Это план работы предприятия в целом, на основании которого создается план доходов и убытков, план движения денежных средств.

Генеральный бюджет, в свою очередь, подразделяется на следующие виды :

  1. операционный (текущий), формируется на основании продаж, затрат на производство и управленческие расходы;
  2. финансовый, создается на основании движения денежных средств и необходимых капитальных вложений.

Бюджет государства

Рассмотрим, что формирует доходную и расходную часть бюджета нашего государства в таблице ниже. Примечание: во всех странах наполнение бюджета и его расходование происходит по одинаковому принципу, различия могут быть только в конкретизации статей дохода и расхода.

По усредненным данным, за последние несколько лет доходная часть бюджета РФ имеет следующую структуру:

  1. налоговые поступления – около 84 %;
  2. неналоговые – около 16 %.

Исходя из экономической ситуации в стране и воздействия внешних факторов (войны, природные катаклизмы и прочий форс-мажор), сальдо государственного бюджета может быть в дефиците либо в профиците.

Что может стать причиной дефицита государственного бюджета:

  1. локальные войны внутри государства и военные конфликты за его пределами;
  2. увеличение расходов на вооружение (модернизацию) в мирное время;
  3. неустойчивый курс национальной валюты;
  4. стагнация (застой в экономике) → снижение ВВП (валового внутреннего продукта) → сокращение налоговых поступлений (т.е. налоговой составляющей доходной части бюджета) при неизменном объеме расходов;
  5. увеличение расходной части государственного бюджета, иногда нецелесообразное или неэффективное расходование денежных средств. Например, чрезмерное финансирование управленческого аппарата, дотации убыточных отраслей производства;
  6. недостаточность объема доходной части. Такая ситуация нередка в нашей стране. Появление новых налогов или увеличение старых – единственная мера для наполнения этой статьи бюджета.

Чтобы государство могло выполнять свои функции и обязательства по отношению к своим гражданам, кредиторам и партнерам, дефицит бюджета должен быть профинансирован , т.е. «погашен».

Как это происходит? Чтобы ликвидировать дефицит денежных средств, государство занимает их у своих граждан (выпускает облигации государственного займа), берет кредит у других стран или проводит эмиссию (дополнительный выпуск денег).

Очевидно, что любой из этих способов хоть и снимает остроту вопроса, но только на некоторое время.

Поэтому кардинальное решение проблемы дефицита – это сбалансированное формирование государственного бюджета.

Сначала правительство страны составляет проект бюджета , затем он утверждается Государственной думой и Федеральным Собранием (высшей законодательной властью страны). Именно эти органы ответственны за формирование сбалансированного государственного проекта.

Случается, что уже после принятия что-то пошло не так, и утвержденный проект начинает «перекашивать» в сторону увеличения дефицита. В этом случае для корректировки сложившейся ситуации государство запускает механизм урезания расходной части бюджета – проводит секвестирование .

Государственный бюджет – это структура, состоящая из трех уровней :

Каждый из уровней бюджетной системы выполняет свое предназначение:

  1. федеральный – финансирует расходы по управлению государством;
  2. региональный – финансирует функционирование субъектов РФ (их промышленность, коммунальное хозяйство, транспорт, связь, социальную инфраструктуру);
  3. муниципальный – обеспечивает выполнение функций местного самоуправления.

Виды

Рассматривая вопрос, что значит профицит бюджета, важно охватить еще один важный момент — разновидности такого понятия. Как отмечалось, профицит бывает первичным и вторичным

Простыми словами, первый не учитывает обязательства перед кредиторами, а второй берет их во внимание

Но существуют и другие виды профицита бюджета, подразумевающие деление на уровни.

Профицит может быть:

  1. Государственным (муниципальным). Это баланс доходов и затрат государства за конкретный временной промежуток. Простыми словами, госбюджет условно делится на федеральный, региональный и местный. Он состоит из доходов и расходов. Задача правительства в том, чтобы удержать эти параметры приблизительно на одном уровне. Для этого нужно знать источники получения дохода и основные направления расходования средств.
  2. Федеральным. Это главный финансовый план страны, утвержденный Федеральным собранием в виде закона.
  3. Региональным. Здесь подразумевается профит для территориальных бюджетов, обеспечивающих нормальное функционирование субъектов РФ.
  4. Местным. Суть — получение «излишков» на третьем уровне бюджетной системы. Простыми словами, речь идет о деньгах муниципальных образований (на уровне городов).

Существует также другая классификация. Профицит может быть:

  • фактический бюджетный (рассчитывается за вычетом профицита при полной занятости);
  • бюджета на предприятии (здесь работает такой же принцип, как в экономике, но на уровне одной компании);
  • семейного бюджета (отношение доходов и расходов на уровне семьи).

Если говорить простыми словами, профицит бюджета России классифицируется только по двум категориям — первичный и вторичный. Остальные разделения созданы в большей степени для удобства, а также быстрой оценки распределения прибыли и учета затрат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector