Интеллект — структура, виды, качества и развитие интеллекта

Содержание:

Национальная концепция развития

Национальные стратегии развития ИИ уже утвердили три десятка стран. В октябре 2019 года проект Национальной стратегии развития ИИ должен быть принят в России. Предполагается, что в Москве будет введен правовой режим, облегчающий разработку и внедрение технологий ИИ.

Исследования в сфере ИИ

Вопросы, что такое искусственный интеллект и как он работает, волнуют ученых разных стран уже не одно десятилетие. Госбюджет США ежегодно направляет 200 млн долларов на исследования. В России за 10 лет — с 2007-го по 2017-й — было выделено около 23 млрд рублей

Разделы по поддержке исследований в сфере ИИ станут важной частью концепции национальной стратегии. В скором времени в России откроются новые научные центры, а также будет продолжена разработка инновационного ПО для ИИ

Стандартизация в области ИИ

Нормы и правила в области ИИ в России находятся в процессе постоянной доработки. Предполагается, что в конце 2019 — начале 2020 года будут утверждены национальные стандарты, которые сейчас разрабатывают лидеры рынка. Параллельно формируется План национальной стандартизации на 2020 год и далее. В мире работает стандарт «Искусственный интеллект. Концепция и терминология», и в 2019 году эксперты начали разрабатывать его русифицированную версию. Документ должен быть утвержден в 2021 году.

Пространственный (образный)

Человек мыслит и запоминает картинку. У таких людей великолепная зрительная память на лица, места, предметы. Они могут воспроизвести у себя в мыслях даже страницу книги с расположенными внутри картинками и абзацами. Они хорошо запоминают то, что выучили, но если материал подается устно, то практически сразу стирается из памяти.

Замечают те детали, на которые обычно никто не обращает внимания. Могут легко чувствовать предметы в пространстве. Например, сделать перестановку комнаты в мыслях, или набросок картины. Просто находят дорогу даже в незнакомом городе. У таких людей прекрасно развит внутренний мир, поэтому они часто занимаются разными видами искусства.

Оперируют мыслительными процессами в 3 измерениях. Даже единожды побывав в помещении, запоминают обстановку.

Самые подходящие профессии для образного типа личности:

  • архитекторы;
  • летчики;
  • скульпторы;
  • военные;
  • художники;
  • моряки;
  • водители;
  • инженеры;
  • строители.

Рынок технологий искусственного интеллекта

Ожидается, что рынок к 2025 году вырастет до 190,61 млрд долларов, при ежегодном темпе прироста — 36,62%. На рост рынка влияют такие факторы, как внедрение облачных приложений и сервисов, появление больших массивов данных и активный спрос на интеллектуальных виртуальных помощников. Однако экспертов, разрабатывающих и внедряющих технологии ИИ, пока немного, и это сдерживает рост рынка. Системам, созданным на основе ИИ, необходима интеграция и техническая поддержка при обслуживании.

Процессоры для ИИ

Современные задачи ИИ требуют мощных процессоров, которые могут обрабатывать огромные массивы данных. Процессоры должны иметь доступ к большим объемам памяти, также устройству необходимы высокоскоростные каналы передачи данных.

В России

В конце 2018 года в России запустили серию серверов «Эльбрус-804», показывающих высокую производительность. Каждый из компьютеров оснащен четырьмя восьмиядерными процессорами. С помощью данных устройств можно выстроить вычислительные кластеры, они позволяют работать с приложениями и базами данных.

Драйверами и лидерами рынка являются две корпорации — Intel и AMD, производители самых мощных процессоров. Intel традиционно концентрируется на выпуске машин с более высокой тактовой частотой, AMD ориентирована на постоянное увеличение числа ядер и обеспечение многопоточной производительности.

Виды интеллекта

Чаще всего в психологии выделяют семь видов интеллекта.

Речевой интеллект

Личности с данным видом интеллекта грамотно выражают мысли письменно и устно, любят читать и знают наизусть множество произведений, без труда изучают иностранные языки. Слово — их главный инструмент в достижении успеха. Овладев ораторским мастерством, эти люди преуспевают в таких сферах, как преподавание, журналистика, политика, реклама, юриспруденция.

Логико-математический интеллект

С числами и математическими действиями такие люди «на ты». Работа с абстрактными понятиями и категориями не составляет труда. Программирование, финансы, инженерия — их конёк.

Телесно-кинетический интеллект

Любители и профессионалы в спорте, танцах отличаются этим видом интеллекта. Они в совершенстве владеют своим телом и движением они могут сказать гораздо больше, чем словом.

Визуально-пространственный интеллект

Определить на глаз расстояние или площадь помещения, местоположение по карте и верный маршрут, создать трёхмерное изображение или фигуру — в этом помогает четвёртый вид. Строитель, архитектор, дизайнер интерьера, скульптор, художник, водитель — те профессии, в которых без него никуда. Хотя и в повседневной жизни он, безусловно, необходим.

Социальный интеллект

Он подразумевает успешное общение с людьми: человек мгновенно налаживает контакт с собеседником, правильно понимает его эмоции, заводит и поддерживает новые знакомства, связи. Любит коммуницировать, одним словом. Пиарщики, политики, священнослужители, адвокаты, психологи, врачи, социологи — всех не перечесть.

Личностный интеллект

Понимать окружающих немаловажно, однако наладить внутренний диалог — первоочередная необходимость. Контроль за проявлением эмоций и чувств важен в любой профессии, особенно если речь идёт о профессиях типа «человек-человек»

Творческий интеллект

Название говорит за себя. Склонность к творчеству, а также способность создавать новые идеи или улучшать уже существующие отличает обладателей седьмого вида интеллекта.

Если в человеке сочетаются несколько видов интеллекта, ему гораздо легче справиться с поставленными задачами и преуспеть в будущей профессии

Важно учесть этот момент при выборе профессии

Определи, какие виды интеллекта у тебя преобладают сейчас. Затем подыщи те занятия, где они необходимы. Эту информацию получишь, изучив описание интересующей профессии. Составь список потенциальных профессий.

Если в какой-то профессии тебе не хватает качеств одного из видов интеллекта, возможны два пути: прокачать недостающие качества или выбрать другое дело.

* * *

Материал был тебе полезен? Тогда не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях , Instagram, и поделиться им с друзьями. А мы подготовим ещё больше интересных и полезных материалов!

Читай прямо сейчас: «Как выбрать профессию?» Ищем ответ в психологии

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Как развить в себе социальный интеллект

Естественно, что наличие социального интеллекта дает неплохие возможности. Суть правильного взаимодействия с людьми заключается в том, чтобы получая от человека информацию, формулировать ответ так, чтобы учитывать мнение и намерения человека.

Наличие социальных способностей индивидуального для каждого человека. Аналогию можно провести с музыкальными способностями. К примеру, одни люди имеет действительно идеальный слух, а другие не могут спеть несколько нот. Примерно, также и происходит с социальным интеллектом. Именно поэтому в общении с людьми часто возникают сложности. Важен вопрос коммуникации именно в том обществе, где человек действительно найдет свое место.

Если человек все-таки желает активно развивать в себе социальный интеллект, то за помощью следует обратиться к соответствующему специалисту. Начать себя развивать в данном вопросе поможет психотерапевт. Для начала рекомендовано наблюдать за людьми, при этом стоит анализировать, о чем они могут думать о данный момент. Следует стараться предусматривать события, какие-то действия. Некоторые психологи рекомендуют немного потренироваться на сериалах. Следует внимательно следить за поведением персонажей, постараться предугадать события.

Наблюдения за другими людьми – это наиболее верный инструмент, что действительно поможет развить в себе социальные способности. Достигнуть желаемого эффекта поможет и внимательно отношение к своему собеседнику. Активно анализируя разговор, пытаясь понять точку зрения человека, можно достигнуть идеального результата.

Разновидности

Существует много классификаций видов интеллекта. Одна из них выделяет следующие его типы:

  • социальный;
  • эмоциональный;
  • физический;
  • духовный;
  • пространственный;
  • логический;
  • вербальный;
  • творческий.

Социальный интеллект

Совокупность способностей и навыков индивида, отвечающая за его успешное взаимодействие с социумом:

  • понимание мотивов собственного поведения;
  • понимание поведения окружающих людей;
  • анализ ситуации и принятие решения о своих действиях сообразно ей.

Социальный интеллект можно рассматривать как характерную черту личности человека, так как он отвечает за межличностное общение. В то же время он обладает функцией познания (человеку приходится изучать характерные черты других людей, их поведение). Характеристикой социального интеллекта можно считать приобретенные во время процесса социализация навыки, знания, умения, которые помогают налаживать контакт с другими людьми и эффективно управлять их поведением.

Эмоциональный интеллект

Совокупность способностей и навыков индивида:

  • управлять собственными эмоциональным состоянием;
  • вызывать эмоции других людей, управляя ими;
  • понимать собственные желания, мотивацию, намерения;
  • понимать желания, мотивацию и намерения других людей;
  • распознавать эмоциональное состояние окружающих.

Эмоциональный интеллект крайне важен для эффективного взаимодействия с окружающими, основанного на эмоциональной связи с ними, а также для управления собственными эмоциями. В сумме с социальным интеллектом дает человеку возможность добиться успеха в жизни и карьере.

Физический интеллект

Проявляется в координации движений, ловкости, моторике рук. Для его развития надо заниматься спортом, йогой, танцами. Доказана прямая связь между развитием физического интеллекта с умственным. В частности, у детей, занимающихся мелкой моторикой, лучше развита речь и письмо.

Духовный интеллект

Характеризуется способностью к самосовершенствованию и саморазвитию, самодисциплине, умению мотивировать себя, ставить и достигать целей. Развить можно с помощью медитаций, других восточных практик, а также внутреннего диалога с собой, размышлений о смысле жизни и ее целях. 

Пространственный интеллект

Основан на зрительном восприятии. Характеризуется способностью создавать в воображении визуальные образы и манипулировать ими. Развивается через творческое самовыражение (рисование, лепка), тренировку наблюдательности, ориентирование в незнакомой обстановке.

Логический интеллект

Выражается наличием навыков логического мышления, вычисления, рассуждения, способности индивида анализировать, сопоставлять, находить закономерности, делать выводы. Для его развития рекомендуется решать различные логические задачи.

Вербальный интеллект

Является основой для таких важнейших навыков, как устная и письменная речь. Тренируется при чтении книг, в том числе вслух, сочинении стихов, изучении иностранных языков, разговорном общении (включая иностранный язык).

Творческий интеллект

Отвечает за способность к самовыражению, генерированию идей, созданию чего-то нового, различным видам творчества. Тренируется посредством занятий, развивающих творческое правое полушарие — рисованием, лепкой, музыкой, танцами, пением, написанием стихов и прозы.

Подвидом творческого интеллекта является музыкальный. Он выражается в проявлении «музыкального слуха» — ощущения ритма, такта, способности точно воспроизвести услышанную мелодию. Для его развития желательно слушать музыкальные произведения, заниматься пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах.

Как передают интеллект

Нет и не может быть одного-единственного гена, который кодировал бы интеллект и в теории мог бы передаваться или не передаваться ребенку от родителей. Да, интеллект — полигенный признак. Его составляющие, когнитивные навыки, тоже. Ткнуть пальцем и крикнуть: «Во, интеллект!» — не выйдет. Мы видим лишь частности: так, наблюдается связь между скоростью восприятия и IQ через общие генетические признаки. А ген FNBP1L связывают с и детским, и со взрослым интеллектом.

Наследуемость интеллекта изучали на семьях, на близнецах, на сиблингах (братьях и сестрах), в частности на усыновленных, а теперь еще на огромных массивах данных. Так, исследование интеллекта 2011 года было проведено на данных 3511 взрослых. Было изучено 549 692 снипа — однонуклеотидного полиморфизма (то есть отличия в ДНК в размере в один нуклеотид).

При этом авторы полагают, что индивидуальные эффекты конкретных снипов слишком малы, чтобы быть значимыми на уровне геномов, поэтому для их выявления нужна очень, очень большая выборка. Ученые всё ближе подбираются к ней. Так, в исследовании 2018 года исследуется уже 248 482 человека; 187 новых геномных локусов, 538 генов, связанных с интеллектом… Роскошно.

Уровень наследуемости интеллекта при этом линейно варьируется из года в год: от 20 % наследуемости в детстве до 60 % во взрослом и 40 % в подростковом возрасте. С возрастом наши генетические различия всё сильнее определяют наш интеллект, а влияние окружающей среды сходит на нет.

Раньше в науке преобладал взгляд, по которому ребенка формировало окружение, какое бы ни дали. Теперь ученые полагают, что мы, становясь старше, начинаем сами создавать для себя среду, которая коррелирует с генетическими наклонностями, и интеллектуально меняться в соответствии с ней.

Развитие интеллекта у человека

Уровень интеллекта у каждого человека зависит в основном от врожденных качеств. На развитие ребенка и его мышления огромное влияние оказывает его семья и окружение. Именно с детства закладывается основная “база”. Бывает часто, что взрослые могут жить “бездумно”, и естественно это будет передаваться детям, так как ребенок полностью копирует тех, кто его окружает постоянно. Жить бездумно — вот как называется феномен выключенного интеллекта. Ребенка надо развивать с самого детства, учить его мыслить, рассуждать и думать. Он — будущий человек, который должен уметь адаптироваться в различных ситуациях. Интеллект уже с детства разделяется на два вида:

  • Социальный. Это так называемая способность человека понимать окружающих его людей, их поведение, мысли, чувства. Это необходимо для адаптации в обществе, успешному взаимодействию с другими людьми.
  • Эмоциональный. Это тот интеллект, который помогает человеку понимать самого себя, свои мысли, эмоции, чувства.


Рис. 2. Виды интеллекта

Виды интеллекта в психологии

Как уже было сказано выше, интеллект – это не только умственные способности, эрудированность или умение быстро вычислять в уме. Часто очень умные и талантливые люди не могут успешно сдать тест IQ с высокими баллами. Точно так же, наоборот, с виду глупые, ограниченные люди способны показать невероятные результаты. Причина этого кроется в том, что бывают разные виды интеллекта.

Любой профессиональный психолог скажет, что проходить тест IQ самостоятельно – это глупо и бесполезно.

Чтобы точно определить уровень интеллекта человека, нужно чтобы с ним предварительно поработал опытный психолог. Он поможет определить склонности человека и максимально объективно оценить его способности.

Каким бывает интеллект?
Если руководствоваться классификацией психолога Рэймонда Кэттелла, его можно представить в виде двух компонентов: подвижного и кристаллизовавшегося.

Исходя из работ Рэймонда Кэттелла, под подвижным интеллектом подразумевается логическое мышление, способность к анализу и действиям в нестандартных ситуациях. Что касается кристаллизовавшегося интеллекта, то он включает в себя использование полученного ранее опыта и сам опыт.

Современные психологи используют классификацию, в которую входит:

  • продукционный (ментальный);
  • социальный;
  • вербальный;
  • духовный;
  • эмоциональный интеллект.

️ Продукционный интеллект или интеллект мышления — это совокупность логического, системного и каузального мышления. Он необходим человеку для того, чтобы обрабатывать полученную информацию. Именно продукционный интеллект чаще всего и используют в качестве основного признака ума человека.

️ Социальный интеллект представляет собой способность ориентироваться в разных жизненных ситуациях, определять социальные роли других людей и использовать подходящие роли самостоятельно.

Для человека нормально вести себя в обществе не так как дома. Дома можно позволить себе петь в душе, дурачиться или ходить с грязной головой. В обществе нужно придерживаться определённых правил. Это и есть социальные роли. Чем больше ролей может играть и распознавать человек, тем он более развит.

️ Вербальный интеллект – это совокупность способностей к общению и получению информации из разных источников. Он развивается в возрасте 3-5 лет и требует контроля со стороны. Если своевременно не проследить за его развитием, умственные способности человека никогда не достигнут нормального уровня. Чтобы он развивался безостановочно, нужно читать классическую литературу, смотреть интересные фильмы, принимать участие в дискуссиях с образованными и эрудированными людьми.

️ Духовный интеллект представляет собой отражение гармоничности внутреннего мира и личностных качеств. Другими словами, его можно представить как весы, на одной чаше которых лежит мораль, а на другой – желания и цели. Если обе чаши уравновешены, значит, духовное развитие гармонично. Духовный интеллект отвечает за такую сложную категорию мышления, как поиск смысла жизни и определение своего места в ней

Поэтому для достижения гармоничного развития так важно предаваться размышлениям, мечтать и медитировать

️ Эмоциональный интеллект — это способность распознавать сигналы, поступающие от других людей в виде эмоций. В качестве примера можно привести героев известного сериала «Теория большого взрыва». Главные герои сериала – учёные, самым умным из которых является физик-теоретик Шелдон Купер. Он обладает идеальной памятью, легко считает в уме шестизначные цифры, но при этом не способен отличить сарказм от серьёзного разговора, а грусть от гнева.

Всё это связано с тем, что уровень его социального интеллекта крайне низкий. В то же время глупенькая официантка Пенни легко находит общий язык с людьми и может понять, что они чувствуют, по малейшим признакам эмоций.

Знаменитые интеллектуалы

Самым умным человеком в мире, на данный момент, признан по результатам тестов Теренс Тао, ученый занимающийся изучениями в области математики, уровень его IQ-230. Любимые поклонниками, талантливые актеры, имеют привлекательную внешность и высокий показатель уровня IQ, который они успешно применили для достижения успехов, а также получения высоких доходов. Самые интеллектуальные люди мира:

  1. Дольф Лунгрен – шведский актер с привлекательной внешностью имеет IQ с показателем 160.

Дольф Лунгрен

Квентин Тарантино – талантливая личность, успешно реализовавшая свой интеллект в нескольких отраслях – актер, продюсер, сценарист, кинорежиссёр уровень IQ-160.

Квентин Тарантино

Азия Каррера – порнозвезда с уровнем IQ-156.

Азия Каррера

Шерон Стоун – успешная актриса, модель и продюсер, её IQ-154.

Шерон Стоун

Николь Кидман – красивая и умная, так можно описать актрису, чей интеллект имеет оценку 132 IQ.

Николь Кидман

Измерения интеллекта

В XIX в. наиболее важным вопросом в психологии стал вопрос о способах оценки и измерения интеллекта. В 1905 г. французскими учеными А. Бине и Т. Симоном была создана первая тестовая батарея для оценки интеллектуального развития детей от 3 до 13 лет. Создателями теста интеллект рассматривался как полученный к определенному возрасту уровень психического развития, проявляющийся в сформированности познавательных функций и в уровне усвоения умственных навыков и знаний. Количество правильно выполненных заданий теста является характеристикой умственного возраста ребенка. 

В 1912 г. немецким психологом В. Штерном было предложено оценивать уровень интеллектуального развития при помощи вычисления коэффициента интеллекта, выражающегося отношением умственного возраста к хронологическому возрасту ребенка.

Л. Термен был взят за основу выдвинутый В. Штерном коэффициент интеллекта и адаптированная в США шкалы Бине-Симона, которая была модифицирована. Разработкой новой версии теста в Стэнфордском университете руководил Л. Термен. Новая шкала интеллекта была названа шкалой Стэнфорд-Бине. На сегодняшний день она является наиболее широко используемой методикой для оценки интеллектуального развития детей.

Первый вариант теста для измерения интеллекта в 1937 г. предложил Д. Векслер. Им была создана шкала для оценки интеллекта не только у детей, но и у взрослых. Шкалу интеллекта Векслера для детей перевели на русский язык, адаптировалии широко используют в нашей стране. Она имеет существенные отличия от шкалы Стэнфорд-Бине, и прежде всего это то, что задания, предлагаемые испытуемым, одинаковые для всех возрастов. Оценка складывается из числа правильных ответов, которое даёт испытуемый. После этого оно сравнивается со средним числом ответов для испытуемых конкретной возрастной группы. Такая процедура значимо упрощает подсчёт. 

Д. Векслер предложил качественную классификацию уровней развития интеллекта, которая основана на частоте встречаемости показателя. 

  • 69 и ниже – интеллектуальное снижение; 
  • 70-79 – пограничный уровень интеллекта; 
  • 80-89 – низкая норма интеллекта; 
  • 90-109 – средний уровень интеллекта; 
  • 110-119 – хорошая норма; 
  • 120-129 – высокий интеллект; 
  • 130 и выше – очень высокий интеллект.

Межличностный (социальный)

Это довольно интересный тип мышления. Те, у кого хорошо развит межличностный интеллект, способны легко чувствовать других людей, им подвластна высокая степень эмпатии. Для них характерно легко сходиться с новыми людьми, уметь увлечь буквально с первого слова. Используют разные способы общения: вербальные и невербальные.

Легко ощущают настроение собеседника, поэтому с ними просто и приятно общаться. Часто становятся лидерами в компании, ведь могут понимать окружающих, помогают и всегда поддерживают других.

Им нравится находиться среди других людей, работать с ними, учится, постоянно контактировать. Они легко понимают настроение собеседника, его потребности, желания. Могут объяснить поведение друзей и знакомых. Отличаются добрым сердцем, часто помогают другим. Умеют контролировать собственные эмоции.

Подходящие профессии:

  • учитель или воспитатель;
  • психолог;
  • артист;
  • HR-специалист;
  • социальный работник.

Интеллект: проясним что это такое

Казалось бы, многие знают, что такое интеллект, но сформулировать правильное определение термина смогут лишь единицы. Хотя источник понятия «интеллект» простой — латинское слов «intellectus», его смысл широк и размыт. Под интеллектом понимают разум, понимание, познание, восприятие и другие подобные мыслительные способности. Часто это комплексное понятие некорректно применяют лишь к определённым качествам, например, памяти или эрудиции. Однако, интеллект — это не что-то конкретное и не какая-либо характеристика, а совокупность способностей индивида к решению любых задач и планированию своих действий.

Чтобы полноценно понять смысл термина интеллект, необходимо ознакомиться с его основными качествами:

  • любопытство (пробуждает стремление и необходимую способность к разностороннему познанию явлений);
  • глубина (важная способность отделять и принимать главное от второстепенного);
  • широта (умение осознания вопроса, целостно, для построения вариативности решения поставленных проблем);
  • гибкость (способность не шаблонно применять имеющийся опыт);
  • логичность (умение создания строгой последовательности суждений и адекватных выводов);
  • доказательность (крайне необходимая возможность использовать известные факты и закономерности для определения правильности суждений и важных выводов);
  • критичность (способность оценивать результаты мыслительной, а именно умственной деятельности для определения их соответствия решаемой задаче и готовность остановить свои действия, если они критически противоречат ей).

Признаком высокого уровня интеллекта (врождённого и достаточно развитого) является способность к интуиции, которую часто приписывают к мистическому озарению, не связанному с разумом. На самом деле, интуитивные решения — результат сверхбыстрого, неосознанного применения интеллекта. Интуитивные решения могут повлиять на будущее человека и сделать его счастливым, а о счастье прочтите здесь.

Интеллект: виды

Несмотря на то, что понятие интеллект всеобъемлющее и даже не имеет чёткого определения, учёные не были бы учёными, если бы не пытались всё классифицировать.
На сегодняшний день существует две устоявшихся классификации. Так, психолог Чарльз Спирмен ввёл такие градации интеллекта:

  1. Общий или G-фактор — базовый уровень, то есть усреднённое понятие развитости.
  2. Специфический или S-фактор — конкретные особенности и наклонности мышления, которые используются человеком при решении задач.

Другой психолог — Ремонд Кеттел, предложил свой способ деления:

  1. Кристаллический интеллект — способность использовать общую систему накопленных знаний и опыта для решения конкретных задач.
  2. Подвижный интеллект — способность задействовать логику, абстракцию и другие возможности мышления для обучения и создания новых, ранее для себя не знакомых, решений задач.

Чем социальный интеллект отличаетсяот эмоционального

Сегодня самые разные специалисты — от исследователей и учёных до эйчаров — говорят, как важно развивать навыки коммуникации. Но на этапе определения самих навыков возникают трудности: им сложно дать общее название, а граница между понятиями размыта, особенно если учесть, что многие из них появились совсем недавно

С социальным интеллектом происходит похожий процесс. Его нередко связывают, например, с понятием эмоционального интеллекта. Американские психологи Питер Салоуэй и Джон Майер, которые ввели это понятие в 1990 году, определили последний как «способность отслеживать собственные и чужие эмоции, разграничивать их и использовать эту информацию для дальнейших размышлений и действий». Логично, что эмоциональный интеллект связывают с социальным: чтобы коммуникация была успешной, нам действительно нужно понимать, что чувствует собеседник и какие эмоции испытываем при этом мы сами. Сами Салоуэй и Майер признавали эту связь, но разграничивали понятия; при этом они отмечали, что эмоциональный интеллект — часть социального интеллекта.

Дэниел Гоулман в своей книге «Emotional Intelligence» 1995 года включил в понятие эмоционального интеллекта и социальные навыки. Однако уже в начале нулевых он признал, что это был поспешный шаг: «Как я позднее увидел, если свалить социальный интеллект в одну кучу с эмоциональным, это мешает по-новому и нестандартно смотреть на способность людей выстраивать отношения. Этот подход игнорирует то, что проявляется во время нашей коммуникации с другими людьми. Из нашего поля зрения выпадает „социальная“ часть интеллекта».

Ещё одно важное понятие, с которым нередко связывают социальный интеллект, — культурный интеллект, который обозначают аббревиатурой CQ. Понятие культурного интеллекта появилось благодаря Сун Ан — профессору менеджмента Наньянского технологического университета

В конце девяностых Сун Ан работала с международной командой программистов — довольно быстро обнаружилось, что несмотря на все знания и компетенции, программисты из разных стран сотрудничают неэффективно из-за культурных различий. Вместе с психологом, специалистом по индустриальной психологии Кристофером Ирли, Ан разработала теорию культурного интеллекта — «способности эффективно действовать в разнообразных культурных контекстах».

Признаки высокого интеллекта

Высокий интеллект часто скрывается за скромным поведением, что доказано в ходе проведенных научных экспериментов. Разработать метод, точно характеризующий высокоинтеллектуального человека, пока не удалось. Составлен список признаков, свойственных личностям, чей уровень IQ выше среднестатистического показателя. Метод определения интеллектуальных людей по этим показателям – условный:

  • наличие домашнего любимца – кота;
  • любовь к беспорядку;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • алкогольное или наркотическое влечение;
  • философские взгляды и либеральное отношение к жизни;
  • старший ребенок семьи, как правило, имеет уровень IQ выше чем младшие дети;
  • грудное вскармливание в младенчестве;
  • высокий уровень тревожности;
  • леворукость;
  • высокий рост;
  • стройное телосложение;
  • способность к раннему чтению в детстве;
  • наличие чувства юмора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector