Что такое средства сравнения в литературе
Содержание:
Зачем и когда использовать метафоры
Иносказания обогащают язык, речь становится яркой, образной, красивой. При этом используя метафору, человек может, как похвалить собеседника, так и оскорбить его. Примеры положительных метафор:
- орел, не иначе (зоркий и сильный);
- как Иван Сусанин (самоотверженный, умный и верный человек);
- что солнышко ясное (о приветливом и красивом);
- как тысячу богатырей (о сильном человеке);
- что яблоневый цвет (настолько красивый).
В переносном смысле в негативном ключе слова могут использоваться следующим образом:
- как мышь амбарная (о трусливом человеке);
- как лис (хитер);
- как заяц, овца (трусливы или глупы).
Метафоры нередко встречаются в поговорках:
- «В тихом омуте черти водятся». Когда так говорят, то пытаются намекнуть на то, что человек может скрывать истинный свой характер и мотивы поступков. У внешне спокойного человека внутри бурлят страсти, которые и не снились тому, кто на первый взгляд кажется слишком эмоциональным, а иногда даже и грубым.
- «В каждой бочке затычка». Так говорят о человеке, мечтающем быть в курсе всех дел, даже тех, которые его не касаются. Он вечно всем помогает, даже если его не просят.
- «Моя хата с краю». Так говорят, когда отрицают свою причастность к конкретному происшествию. Метафору может использовать свидетель чего-либо, например, сосед, невольно ставший участником чужого бытового конфликта.
Особенности
Отдавая дань сравнениям как мощным выразителям особенностей русской речи, многие исследователи поражались рассудочности этих сопоставлений. Казалось бы, причем здесь рассудочность? Ведь от сравнений никто не требует особой точности, буквальности! Но вот непохожие примеры сравнения, строки, принадлежащие разным людям. «Были тут огнеликие канны, как стаканы с кровавым вином» (Н. Заболоцкий) и «Похожа, судьба, на базарного ты мясника, чей нож окровавлен от кончика до черенка» (Хакани). При всей несхожести этих выражений их отличает общая особенность. Обе фразы повествуют о совершенно обыденных вещах (о красных цветах, о тяжелой человеческой судьбе) и, записанные чуть в другой форме, легко могли бы потеряться в любом тексте. Но использование сравнений («стаканы с кровавым вином», «нож мясника») оказались именно тем штрихом, который сознательно добавил простым словам особую выразительность и эмоциональность. Наверное, поэтому в песнях и романтических стихах, где и без того силен эмоциональный настрой, сравнения встречаются даже реже, чем в реалистическом повествовании.
Кузница метафор
Как мы видим, повседневная человеческая деятельность без метафор не обходится. Еще важнее правильно использовать этот троп в словесном творчестве, чтобы научиться писать красиво. Любители чтения, а тем паче сочинения, согласятся, что пара-тройка емких фраз освежает, ободряет текст, добавляет ему привлекательности.
Как же сотворить яркие метафоры, украшающие тексты?
По словам А. А. Потебни, «искусство есть деятельность», т. е. поэзия не отображает готовые, а творит новые идеи. Поэтому сложно специально сочинять метафору. Невозможно метафорой отразить существующее – его надо заново выдумать.
Нет, разумеется, описывая море, мы не выдумываем его – оно прекрасно существовало и до нас – мы просто каждый раз придумываем новый его образ. Уверена, для многих бальмонтовское сопоставление прибоя с пожаром, приведенное выше, было весьма неожиданным. Для меня – точно.
Как и в любом творчестве, нужен источник вдохновения. Это не только сама окружающая действительность, но и ее описание классиками и современниками. Больше читайте интересных текстов – и рука сама потянется сотворить нечто не хуже.
Очень хорошо, если вдохновляющее творчество будет разноплановым. Потому что восточная цветистость речи (Он свернул ковер нетерпения и уложил его в сундук ожидания. Л. Соловьев. Повесть о Ходже Насреддине) – это одно, есенинская природная образность – совсем другое, а выразительность современных авторов – третье. Механизм мышления, традиции и, следовательно, результат отличаются.
Из современников меня очень вдохновляет (как удобно, что далеко ходить не надо!) творчество моей бывшей одногруппницы Ольги Юрьевой.
Пусть это (пока еще) не признанный автор, но пожелаем ей успеха. А вообще учиться можно не только у великих. Многие художники создают шедевры по мотивам творчества своих детей.
Читая понравившийся текст, задумывайтесь над тем, как создана метафора. С чем сравнивается предмет? А с чем бы сравнили его вы? Попробуйте записать на листочке несколько ассоциаций. Впоследствии к списку можно вернуться, чтобы дополнить его или почерпнуть идею.
Если вам повезло найти творческое общество (хотя бы в лице одного друга), устройте мозговой штурм. Это помогает хорошо. Мои воспитанники из интерната в игре в ассоциации выдавали мне замечательные результаты.
Если собственно метафоры, т. е. скрытые сравнения, даются не очень легко, попробуйте придумать побольше «обычных» сравнений и трансформировать их в метафоры.
Возможно, поначалу ничего, на ваш взгляд, оригинального не получится. Как говорится, терпенье и труд все перетрут.
Все же, творя образ, достойный включения в текст, не забывайте, что до вас его могли сотворить другие. Очень часто в нашей поэзии глаза сравниваются с озерами:
Видеть глаз злато-карий омут… (С. Есенин)
В тех озерах — такая синь!
Горизонта теряется линия
В запределье хрустальных глубин. (Динислам Алтынгузин, современный поэт из Башкортостана)
И по запросу Яндекса найдется немало поэтических сопоставлений.
Есть даже рекомендации по составлению комплимента с этой метафорой.
Поэтому, как бы ни манила неисчерпаемая бездонность озерного образа, попробуйте переключиться на другие варианты:
Безнадежные карие вишни… (А. Вознесенский)
Или так: эти глаза напротив — калейдоскоп огней… (Т. Сашко)
В заключение – замечательное метафорическое пожелание всем творящим:
Учись, художник, у него,-
И если твой талант крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса,
Где светит вольная зарница,
Где вечный облачный прибой
Бежит по бездне голубой. (К. Бальмонт)
Источник
Метафора как скрытое сравнение
Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении.
По своей природе метафора — это скрытое сравнение:
багровый костёр заката = закат как багровый костёр;
пустых небес прозрачное стекло = небеса прозрачны как стекло.
Задание 1. Найдите и подчеркните в данных примерах метафоры:
•Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать. (Э. Рязанов)
• Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов)
• Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой)
• Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна.
сущ. (переносное значение) + сущ. в род. падеже (прямое значение)
сущ. в имен. падеже (прямое значение) + глагол (переносное значение)
глагол (переносное значение) + сущ. в косв. падеже (прямое значение)
копна волос (копна сена)
золото волос (золото кольца)
закат пылает (цвет огня)
учебник жизни (учебник русского языка)
лампочка горит (свеча горит)
речь льётся (как вода)
испить жизнь до дна
Похожесть в расположении
подошва горы (подошва обуви)
Наиболее простой алгоритм составления метафоры
1. Выбрать объект 1. Пример: СНЕЖИНКА.
2. Выявить специфическое свойство (какая?). Пример: БЕЛАЯ.
3. Выбрать объект 2. На что похож? С чем можно сравнить? (сравниваем по характерному признаку). Пример: ЦВЕТЫ.
4. Где находится объект 1? Назвать место, где располагается объект или где происходит действие. Пример: НЕБЕСА.
5. Пункт 3 (существительное) + пункт 4 (сущ. в родительном падеже) = МЕТАФОРА. Пример: ЦВЕТЫ НЕБЕС.
6. Употребляем метафору в предложении.
Задание 2: составьте метафоры к словам ЛИСТ, НЕБО, ТУЧА.
Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Модель: Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав.
Задание 3: напишите стихотворение (или миниатюру) на основе развёрнутой метафоры.
Источник
Знаете ответ?
Рейтинг сайта
- 1. Капитан Немо 1,144
- 2. Полина Михеева 188
- 3. Виолетта Разумова 149
- 4. Милана Тетяйкина 149
- 5. Сергей Такешов 142
- 6. Игорь Проскуренко 140
- 7. Денис Зацарин 138
- 8. eva 104
- 9. onithil edit 90
- 10. Александр Рубцов 86
- 1. Игорь Проскуренко 23,186
- 2. Кристина Волосочева 19,120
- 3. Ekaterina 18,721
- 4. Юлия Бронникова 18,580
- 5. Darth Vader 17,856
- 6. Алина Сайбель 16,787
- 7. Мария Николаевна 15,775
- 8. Лариса Самодурова 15,735
- 9. Liza 15,165
- 10. TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник
Теории
Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых разных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и так далее.
Согласно классификации, предложенной Н. Д. Арутюновой, метафоры разделяются на
- Номинативные, состоящие в замене одного дескриптивного значения другим и служащие источником омонимии.
- Образные метафоры, служащие развитию фигуральных значений и синонимических средств языка.
- Когнитивные метафоры, возникающие в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса значения) и создающие полисемию.
- Генерализирующие метафоры (как конечный результат когнитивной метафоры), стирающие в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующие возникновение логической полисемии.
Мне снилась осень в полусвете стёкол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.
Но время шло, и старилось, и глохло,
И, поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стёкла
Кровавыми слезами сентября.
Борис Пастернак, 1928
Подробнее рассмотрим метафоры, способствующие созданию образов, или образные.
В широком смысле термин «образ» означает отражение в сознании внешнего мира. В художественном произведении образы — это воплощение мышления автора, его уникальное видение и яркое изображение картины мира. Создание яркого образа основано на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. Чтобы сопоставление предметов или явлений было неожиданным, они должны быть достаточно непохожими друг на друга, и иногда сходство может быть совсем незначительным, незаметным, давая пищу для размышлений, а может отсутствовать вовсе.
Границы и структура образа могут быть практически любыми: образ может передаваться словом, словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством, может занимать целую главу или охватывать композицию целого романа.
Однако существуют и другие взгляды на классификацию метафор. К примеру, Дж. Лакофф и М. Джонсон выделяют два типа метафор, рассматриваемых относительно времени и пространства: онтологические, то есть метафоры, позволяющие видеть события, действия, эмоции, идеи и т. д. как некую субстанцию (the mind is an entity, the mind is a fragile thing), и ориентированные, или ориентационные, то есть метафоры, не определяющие один концепт в терминах другого, но организующие всю систему концептов в отношении друг к другу (happy is up, sad is down; conscious is up, unconscious is down).
Джордж Лакофф в своей работе «The Contemporary Theory of Metaphor» говорит о способах создания метафоры и о составе данного средства художественной выразительности. Метафора, по теории Лакоффа, является прозаическим или поэтическим выражением, где слово (или несколько слов), являющееся концептом, используется в непрямом значении, чтобы выразить концепт, подобный данному. Лакофф пишет, что в прозаической или поэтической речи метафора лежит вне языка, в мысли, в воображении, ссылаясь на Майкла Редди, его работу «The Conduit Metaphor», в которой Редди подмечает, что метафора лежит в самом языке, в повседневной речи, а не только в поэзии или прозе. Также Редди утверждает, что «говорящий помещает идеи (объекты) в слова и отправляет их слушающему, который извлекает идеи/объекты из слов». Эта идея находит отражение и в исследовании Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живём». Метафорические понятия системны, «метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, то есть сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека».
Метафора часто рассматривается как один из способов точного отражения действительности в художественном плане. Однако И. Р. Гальперин говорит, что «это понятие точности весьма относительно. Именно метафора, создающая конкретный образ абстрактного понятия, даёт возможность разного толкования реальных сообщений».
Как только метафора была осознана, вычленена из ряда других языковых явлений и описана, сразу возник вопрос о её двоякой сущности: быть средством языка и поэтической фигурой. Первым, кто противопоставил поэтической метафоре языковую, был Ш. Балли, который показал всеобщую метафоричность языка.
Средство выразительности языка
Сравнения помогают объяснять понятия или явления, сопоставляя их с другими объектами — сладкий, словно мед, кислый, словно уксус. Но основная цель — отнюдь не подчеркивание характерных свойств предмета. Главным является образное, максимально точное выражение авторской мысли, ведь одно из самых мощных средств выразительности — это сравнение. Примеры из литературы блестяще иллюстрируют его роль в формировании нужного автору образа. Вот строчка творения из М.Ю. Лермонтова: «Гарун бежал быстрее лани, быстрей, чем заяц от орла». Можно было просто сказать: «Гарун бежал очень быстро» либо «Гарун бежал с большой скоростью». Но, являясь абсолютно верными по своей сути, подобные фразы не достигли бы даже в малой степени того эффекта, который присущ строкам Лермонтова.
Примеры метафоры
Метафора — это вид тропа, уподобление двух предметов или явлений на основе их сходства. Слова употребляются в переносном смысле.
Автор, который использует метафору, говорит не буквально. Он находит общие черты у двух понятий и сравнивает предметы между собой, как в примерах ниже.
Метафора | Пояснение |
---|---|
Каменное сердце | Сердце словно камень. Черта, которая присуща камню, — отсутствие жизни. Имеется в виду, что человек бесчувственный, не склонный испытывать эмоции |
Кот наплакал | Наплакал словно кот. Слёзная жидкость нужна кошкам, только чтобы защищать роговицу. От эмоций они не плачут. Метафора означает малое количество чего-то, практически отсутствие |
Золотые слова | Слова как золото, то есть правильные, умные |
Откладывать на чёрный день | День словно чернота наступила. То есть трудное, бедное время |
Затянуть пояс потуже |
В прямом смысле это означало бы, чтобы не дать штанам упасть. А в метафорическом — быть готовым к тяжёлым временам, недостатке в еде
Загнать (кого-то) в угол Не в прямом смысле, а в переносном — то есть не дать человеку выхода из ситуации
Старость — вечер жизни После вечера наступает ночь, а затем день «умирает» и приходит следующие. Поэтому старость сравнивается с вечером, т. к. жизнь близка к завершению
Выкурить трубку мира Когда индейцы курили трубку, это означало что войн между племенами больше не будет. Метафора означает пожать руки, прийти к мирному соглашению
Флагов золотые рыбки Флаги на ветру развиваются как хвосты у золотых рыбок
Язык природы Природа словно разговаривает (как человек)
Царственный жест Величественный жест, словно жест самого царя
Весомое доказательство Доказательство, которое будто бы имеет вес. Значит убедительное доказательство
Заразительный смех Смех словно зараза. Один засмеялся, и уже все смеются
Невозмутимая тишина Тишина не возмущается как будто, молчит. То есть полная тишина
Значение термина
Впервые данное обозначение предложил Аристотель, сформулировавший следующее определение.
Но ученый понимал метафору очень широко, включая в нее метонимию. С течением времени лингвисты сузили значение понятия, добавив, что перенос значения основан на подобии.
Таким образом, мы понимаем метафору как троп, описывающий один предмет при помощи названия или признаков другого, схожего. Говоря кратко, уподобление по сходству.
Вот пример с объяснением:
Гуляет ветреный кистень
По золотому войску нив… (В. Хлебников)
Колосья сравниваются с войском, а сила ветра – с кистенем, т. е. природные объекты уподобляются объектам человеческого мира и рукотворным предметам.
Этот троп соединяет несоединимое по признаку цвета, объема, формы, фактуры, назначения предметов, а также вызываемых ими ощущений и ассоциаций:
Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя… (К. Бальмонт)
В самом деле, стихии огня и воды достаточно далеко отстоят друг от друга — их сводит воедино только уникальная авторская метафора. В обычной речи мы сказали бы: в плеске прибоя.
Метафора «в чистом виде» не называет сравниваемый объект, но он легко восстанавливается из контекста, как показано выше. Иногда (в данном случае — чтобы показать нарастание тактильных ощущений персонажа) ей предшествует сравнение — его легко можно обнаружить по союзам как, словно, будто и др.
Вдруг, неожиданно для себя, обернулся Барыба и, стиснув челюсти, запустил глубоко руки в мягкое что-то, как тесто (сравнение).
– Ах ты етакой, а? Да ты что ж это, вон что, а? Ну, так уж и быть, для тебя согрешу, для сиротинки.
Потонул Барыба в жарком и сладком тесте (метафора). (Е. Замятин)
Тестом называется тело грузной купчихи Чеботарихи, о чем несложно догадаться, читая отрывок.
Способы создания сравнения
Сравнения создаются в художественной литературе несколькими способами:
- с помощью сравнительных союзов «как», «словно», «будто», «точно», «что» (чем):
На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания башен. ( А. Н. Толстой)
Он бежал быстрее, чем лошадь. (А.С.Пушкин)
На небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвлённые молнии. Они не только вспыхивали, сколько трепетали и подёргивались, как крыло умирающей птицы. (И.С. Тургенев)
Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. (Н.А. Некрасов)
Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди. Последние сказочным видением возникали на водной глади, и, зачарованный ослепительной красоты миражом, я сидел часами, наблюдая заслезившимися от волнения глазами, как эти явившиеся как будто из сказки существа кружат вдали, а затем так же внезапно, как и положено призракам, исчезают (М. Алексеев).
- формой сравнительной степени прилагательного или наречия:
Сильнее кошки зверя нет.(И.А. Крылов)
- лексически — с помощью слов «подобный», «похожий»:
Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (А.Серафимович).
Он был похож на вечер ясный… (М. Ю. Лермонтов).
Начинается гроза с воздушного столба, образующего набухающее белое облако, похожее на кочан цветной капусты (З. Ауст).
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил (В. Песков).
Определение
мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например:
- озеро как зеркало — зеркало озера;
- руки как золото — золотые руки;
- волосы как серебро — серебряные волосы.
Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов.
Но в отличие от сравнения метафора выражает устоявшиеся сходства предметов.
Например, в основе метафорической связи значений существительного «нос» лежит сходство предметов по форме и расположению в пространстве:
- часть лица человека, морды животного;
- клюв птицы;
- выступающая часть чайника, кувшина;
- передняя часть ступни, обуви и чулка;
- передняя часть морского судна, самолёта и т.д.
На основе внешнего сходства получили одинаковые наименования швейная и хирургическая игла, лист хвойного дерева (игла сосны, ели, кедра) и игла некоторых животных (ежа, дикобраза).
Метафоричными являются связи животное — человек и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле:баран, осёл, свинья, лиса, сорока, волк, медведь, петух, вол.
Общность признака делают возможным вот такие переносы признака лица на предмет:
- безмолвная женщина — безмолвная улица;
- деликатный человек — деликатный вопрос;
- бойкий мальчик — бойкий спор;
- мудрый старик — мудрое решение;
- любопытная соседка — любопытный вопрос.
Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством:
- подобие формы:дамская шляпка — шляпка гвоздя, копна сена — копна волос;
- цветовая близость:янтарные бусы — янтарный блеск; золотое кольцо — золотая листва;
- общность функции:дворники расчистили снег — автомобильные дворники; горит свеча — горит лампочка; сторож (охранник) — сторож (кухонное приспособление, не дающее подгореть молоку);
- похожесть в расположении:подошва обуви — подошва горы.
Примеры метафоры в стихах:
Улыбнулись сонные берёзки,Растрепали шёлковые косы.Шелестят зелёные серёжки,И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапиваОбрядилась ярким перламутромИ, качаясь, шепчет шаловливо:«С добрым утром!»«С добрым утром», С. А. Есенин
«Улыбнулись сонные берёзки» — в основе этой метафоры олицетворение.
Другое очень знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Белеет парус одинокий» является объектом споров: является ли парус метонимией или метафорой?
Если воспринимать парус как корабль, т.е. существует эпитет, таким образом поэт создал метафору. Если воспринимать парус как часть корабля, то он создал метонимию (одно понятие связано с другим и заменяет его).
Играют волны — ветер свищет,И мачта гнётся и скрыпит…Увы! он счастия не ищетИ не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой…А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой!»«Парус» (Белеет парус одинокий)», М. Ю. Лермонтов
В кино
Создатели фильмов любят использовать громкие названия, чтобы сразу привлечь к себе внимание зрителей. Просто приведем такие примеры:
- Горячие головы – сразу намек на нечто безбашенное;
- Человек дождя – герой не от мира сего.
В рекламе
Так как метафоры призваны усилить привычный образ и сделать его более запоминающимся, что, естественно, этот прием давно уже взяли на вооружение рекламщики. Они используют его для создания коротких, но запоминающихся слоганов.
Вот лишь несколько примеров метафор в рекламе:
- «Магия кофе» (кофеварки «De Longi»);
- «Революция цвета для губ» (помада «Ревлон»);
- «Разбуди вулкан удачи!» (сеть игровых автоматов);
- «Наш удар по ценам!» (магазины «Эльдорадо»);
- «На волне удовольствия» («Кока-Кола»);
- «Окунись в прохладу» («Lipton Ice Tea»).
Примеры метафоры в стихах русских поэтов XIX века
Лирике пушкинской эпохи свойственны размышления на темы жизни, смерти, любви, творчества и природы. Обратившись к метафорам, можно увидеть, что жизнь, например, отражена в образе дороги, странствия. Также проводятся параллели течения жизни с явлениями природы: расцвет и увядание, весна и заря, осень и закат, возникновение гроз и бурь.
***
Любовь представлена метафорами «огонь», «пламень»:
Природа тесно связана с представлениями о небе – «бездна», «океан»:
***
Кроме того, природа зачастую персонифицируется, вероятно, отсылая к мифологическому образу богини Флоры:
Пушкин также широко использовал метафоры для раскрытия психологического состояния своих героев:
***
В основе метафор у Фета лежит восприятие явлений как чего-то звучащего, музыкального: «излучистый припев реки», «звездный хор», «слышу, как сердце цветет».
Метафоры Тютчева строятся на сопоставлении природы (внешнего) и состояния души (внутреннего):
В стихотворении проводится параллель между замерзшим источником и душой человека, которая, подобно потоку, «убита хладом бытия».
Определение термина и примеры метафор
Первое определение, что такое метафора, дал еще Аристотель, а это ведь почти 2,5 тысячи лет назад.
Правда, звучало оно несколько тяжеловато, все-таки автор – философ:
«Метафора – это несвойственное имя, которое переносится с вида на род, или с рода на вид, или с вида на вид, или с рода на род»
Да, звучит как скороговорка, и очень по-философски. Но, по сути, означает то, что мы уже сказали – это перенос свойств одного предмета на другой, которые изначально ему и не очень подходят.
Чтобы было еще понятнее, лучше сразу привести примеры метафор :
- Выткался на озере алый цвет зари… (С. Есенин). Понятно, что никакой цвет не может «выткаться», здесь это синоним слова «отразился». Но согласитесь, звучит более красиво.
- Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя… (К. Бальмонт). Понятно, что огонь и вода – это две противоположные стихии, но здесь их соединили в оксюмороне, и получилось более поэтично, нежели вместо «пожар» стояло бы слово «всплески».
- Гуляет ветреный кистень по золотому войску нив… (В. Хлебников). Здесь сразу две метафоры – ветер напоминает кистень (разновидность ножей), видимо, такой же безжалостный, а колосья заменены на «золотое войско», так как их много и стоят все друг за другом.
- И самое простое. В лесу родилась елочка, в лесу она росла . Естественно, никакая елочка не может «родиться», ведь деревья произрастают из семян.
Если вы наблюдательны, то заметили, что метафоры в данных примерах употребляются в разных значениях. Это могут быть существительные, определения и даже глаголы.
Метафоры в литературе
Чаще всего метафоры можно встретить в поэзии. Например, у Есенина практически каждое стихотворение – это целый набор таких метафорических приемчиков.
Черемуха душистая, развесившись, стоит,А зелень золотистая на солнышке горит.
Понятно, что зелень не может быть золотого цвета, но так поэт точно и ярко передает сияние солнечных лучей на листве.
А рядом, у проталинки, в траве, между корней,Бежит, струится маленький серебряный ручей.
Опять же вода не может быть серебряной, но зато мы понимает, что она очень чистая, а журчание ручья напоминает перезвон серебра. Да и «бежать» вода не может. Метафора означает, что ручей течет очень быстро.
Как и время на этой известной картине Сальвадора Дали.
В кино
Создатели фильмов любят использовать громкие названия, чтобы сразу привлечь к себе внимание зрителей. Просто приведем такие примеры:
- Горячие головы – сразу намек на нечто безбашенное;
- Грязные танцы – что-то в кино будет на грани фола;
- Муравьи в штанах – что-то подростковое, да еще и связанное с сексом;
- Человек дождя – герой не от мира сего.
В рекламе
Так как метафоры призваны усилить привычный образ и сделать его более запоминающимся, что, естественно, этот прием давно уже взяли на вооружение рекламщики. Они используют его для создания коротких, но запоминающихся слоганов.
Вот лишь несколько примеров метафор в рекламе:
- «Магия кофе» (кофеварки «De Longi»);
- «Революция цвета для губ» (помада «Ревлон»);
- «Разбуди вулкан удачи!» (сеть игровых автоматов);
- «Наш удар по ценам!» (магазины «Эльдорадо»);
- «На волне удовольствия» («Кока-Кола»);
- «Окунись в прохладу» («Lipton Ice Tea»).