Что делать если не можешь запомнить материал. как запоминать прочитанное с первого раза: эффективные способы и рекомендации

Влияние восприятия на развитие памяти

Перед тем как заняться запоминанием объемной информации, нужно разобраться, как устроено восприятие. Принцип работы памяти у разных людей имеет свои особенности. Человеческий мозг устроен таким образом, что за хранение, воспроизведение и интерпретирование информации отвечают следующие типы памяти:

  • слуховая;
  • зрительная;
  • вкусовая;
  • обонятельная;
  • тактильная.

Как правило, способностью доминировать обладает только один тип восприятия. Легко и быстро выучить отрывок получается у тех, кто имеет хорошую фотографическую и зрительную память. Общей стратегии по запоминанию не существует. Чтобы материал лучше закрепился в памяти, отрывок прочитывают несколько раз, набрасывают тезисный план, записывают ключевые мысли, проговаривают предложения вслух. Для «визуалов» насыщенная терминологией литература легче усваивается, если представить текстовые данные в виде чертежа, графика или рисунка.

Эффективные методы повышения самооценки

Самый главный шаг на пути к самосовершенствованию – осознать наличие проблемы. Часто человек маскирует ее за другими чувствами и сознательно избегает решения вопроса. Как только придет осознание, можно смело переходить к следующим методам повышения уверенности в себе:

Заведите дневник достижений. Этот шаг не требует каких-либо серьезных денежных и временных затрат. Все просто: в конце каждого дня выделяйте 10-15 минут, чтобы записать свои маленькие и большие победы, которые случились с вами сегодня. Может быть, вы прочли книгу или, наконец, встали на час раньше обычного времени? Всегда можно найти повод для похвалы. Это поможет ежедневно формировать позитивное мышление и фокусировать свой взгляд на личных успехах

Важно перечитывать свои записи ежедневно.

Смените окружение. Оцените тех, с кем вы чаще всего общаетесь

Если в вашем кругу есть негативно настроенные люди, откажитесь от взаимодействия с ними. Чаще находитесь в обществе позитивных и успешных людей, уверенных в себе и положительно настроенных по отношению к вам.

Займитесь спортом. Лучший способ отвлечься, очистить мысли от негатива — физические упражнения. К тому же если заниженная самооценка связана с внешними данными, спорт поможет привести себя в форму. Кстати, во время занятий спортом наш организм вырабатывает гормон счастья — дофамин.

Откажитесь от самокритики и самокопания. Не получится повысить самооценку, если постоянно себя ругать за что-либо или все время высказывать недовольства по поводу своей внешности и способностей. Чаще хвалите себя и думайте о хорошем.

Избегайте сравнений. Каждый из вас — уникальная личность со своим индивидуальным набором качеств, достоинств и недостатков. Помните, что всегда найдутся те, кто достиг больших результатов, чем вы. В этом случае стоит брать с них пример, а не заниматься самобичеванием. А еще лучше – сравнивайте себя сегодняшнего с собой вчерашним, и отслеживайте свой рост, фиксируя достижения в дневнике, о котором мы говорили выше.

Слушайте и проговаривайте аффирмации. Аффирмация — позитивное суждение, создающее правильный психологический настрой.  Это наши утверждения и убеждения, мысли, чувства и желания, которые мы хотим иметь прямо сейчас. Важно формулировать аффирмации в настоящем времени.  Например: «Я имею престижную и высокооплачиваемую работу», «Я красивая и здоровая», «Я счастливый человек».

Выходите из зоны комфорта. Да, об этом методе слышат многие, но решается на это не каждый, ведь так уютно и безопасно находиться в своем «панцире». Посмотрите своей проблеме в лицо. Чувствуете неуверенность, когда находитесь в новой компании? Чаще посещайте людные места, мероприятия и первыми начинайте беседу. Отличным помощником для вас послужит наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации», где вы научитесь эффективнее взаимодействовать с людьми благодаря интересным коммуникативным техникам. Стоит только сделать шаг, и вы поймете, что все не так страшно, как казалось на первый взгляд.

Посетите тренинги. Существует много различных обучающих мероприятий, направленных на повышение самооценки, обретения уверенности в себе, что остается только выбрать подходящее именно вам. Если пока не готовы пройти тренинг, посмотрите фильм или прочитайте книгу на актуальную тему.

Простите самого себя. Неуверенность часто является следствием чувства вины перед самим собой. Никто из нас не застрахован от ошибок, и здесь важно уметь их себе прощать. Напишите себе записку и расскажите в ней о своих чувствах, эмоциях, мыслях, проблемах, неудачах и обязательно письменно простите себе все то, за что ощущаете себя виноватыми.

Медитируйте. Медитация помогает полностью расслабиться физически и отпустить мысли. Существует много разных техник, направленных на избавление от обиды на самого себя и достижение умиротворенности.

Уверенность в себе — это не врожденное качество, а сформированное в процессе жизни. Ваша главная задача на пути к здоровой самооценке – полюбить себя, научиться верить в собственные силы, что возможно только через ежедневную работу над собой и своими мыслями.

Занимайтесь любимым делом, не отказывайте себе в маленьких и больших радостях, всегда думайте о хорошем и тогда все получится!

Желаем удачи!

Составляйте карточки

Еще один неплохой рабочий способ выучить что-либо за короткий срок – карточки. Это листок размером с визитку, позволяющий учить и молниеносно повторять важную фактическую информацию. На одной стороне вы записываете фактическую информацию, которую хотите помнить, а на другой – что она означает (например, 1242 год, а на обороте – Ледовое побоище). Карточки прекрасно подходят для подготовки к экзаменам по любым предметам, будь то биология, история, алгебра, геометрия, география, физика, химия и т.д. . Подробная инструкция по данному инструменту изложена в этом видео: https://www.youtube.com/watch?v=lssE5NWICwA&feature=emb_title. Если вы читаете книгу или текст, попробуйте сначала выделить главное, а потом перенести эту информацию на карточки и выучить (как объясняется в видео).

Техники развития скорочтения

Фокус внимания — Понадобиться карандаш, ручка или палец

Они необходимы для того, чтобы взгляд при чтении фиксировался на их кончике и внимание не рассеивалось. Эта техника позволяет увеличивать скорость чтения при ежедневных тренировках в три раза

Чтение фразами, а не словами — Мы фиксируем взгляд на словах, а нужно научиться фиксировать взгляд на фразах из 3-4-5 слов. Этот навык тоже тренируется, вы смотрите на одно слово, но видите рядом стоящие слова и улавливаете смысл фразы.

Быстрый темп чтения — Разделите весь процесс обучения скорочтению на три этапа. Вначале учитесь держать фокус внимания, потом читать фразами, и потом можно уже наращивать темп чтения. Рекомендуемый темп чтения при обучении скорочтению:  1 секунда – 1 строка. Даже если вы первоначально ничего не понимаете, не беспокойтесь, навык восприятия придет позже.

Книги и курсы по скорочтению

В сети можно найти много книг и онлайн курсов, которые научат вас читать быстрее в несколько раз, чем сейчас.

Рекомендуемые книги для обучения «скорочтению» и запоминанию информации:

  • О.В. Узорова «Самый быстрый способ научиться читать»
  • Питер Камп «Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее»
  • Павел Палагин «Скорочтение на практике»
  • Артур Думчев «Помнить все»
  • Джошуа Фоер «Эйнштейн гуляет по луне»

Из онлайн обучения быстрому чтению советуем пройти курс СКОРОЧТЕНИЕ от Викиум. Данный обучающий курс включает в себя:

  • Тренажеры для развития скорости чтения
  • Тексты на определение скорости и уровня понимания прочитанного
  • Упражнения на развитие внимания
  • Упражнения на развитие объема памяти

Этот курс поможет Вам освоить технику мгновенной концентрации, увеличить скорость чтения в несколько раз, развить навык произвольного внимания, улучшить периферическое зрение.

На сайте Викиум найдете много тренажеров для развития логики, смысловой памяти, образному мышлению и вниманию.

Как запомнить любой контент слово в слово

Логично, чтобы хорошо произнести речь, нужно попрактиковаться в запоминании и произнесении вслух. Вывод простой

Вместо сосредоточения на запоминании путем повторного чтения, уделите внимание запоминанию прочитанного. Существует эффективный универсальный алгоритм.

Прежде чем сесть за изучение, подумайте, как проще усвоить информацию

Вы визуальный, слуховой или кинестетический ученик? Первый тип лучше всего усваивает при чтении или просмотре картинок. Аудиалы могут дословно цитировать учителя после урока. Кинестетики учатся на собственном опыте, а наибольшей концентрации достигают, двигая ногами под столом или карандашом по бумаге. Как только поймете, к какому типу относитесь, станет легче эффективно учиться. Но помните: наилучшие результаты достигаются, когда используете методы обучения, ориентированные на разные типы, и даете мозгу различные ощущения. Как это сделать? Попробуйте следовать приведенному ниже алгоритму.

Шаг 1. Понимание

Основа для успешного усвоения — ясное понимание. Чем лучше визуализирована информация, тем быстрее откладывается. Прочтите определение и ответьте на вопрос: о чем текст? Несмотря на сложную терминологию, суть всегда остается простой. 

Шаг 2. Якори

1. Модулируйте тон и тембр голоса в местах, кажущихся более трудными. Таким образом создается так называемый «аудио якорь», который отметит момент как особенно важный. Прием позволит закодировать контент через ушной канал, а не только визуально.

2. Перепишите фрагмент на бумагу, разнообразив графически и сделав визуально привлекательным. Вовсе не нужно делать из записей всемирную выставку искусств. Достаточно создать нечто увлекательное сугубо для собственного мозга: переписывание с использованием цветов, нарушение линейности написанного, добавление простых значков. В результате задействуются не только визуальный канал, но также тело и кинестетика.

3. Чтобы запомнить более длинный текст, дополнительно напишите краткое изложение, разбив на три смысловые части: как все началось, что произошло дальше и чем закончилось.
4. Если вы хотите запомнить все дословно, чрезвычайно простой и интересный способ — записать первые буквы слов определения. С подобной подсказкой будет намного проще. 

Шаг 3. Активация знаний

Теперь пора заняться самым важным элементом — усвоением информации. Сосредоточьтесь на том, чтобы воссоздать все как можно точнее. Вспомните внешний вид текста, звуков и ощущений — движение в теле. Если не сразу получается повторить текст слово в слово, воздержитесь от разочарования и укрепите нейронный путь. На 1 минуту отвлекитесь, выпейте полстакана воды, потянитесь, посмотрите вверх и улыбнитесь. Войдите в позитивное состояние.

Через некоторое время снова вернитесь к занятию. Вспомните все, что использовали для кодирования текста: звуки и произношение, с которыми играли, несхематическую заметку, смотрите фильм в собственном воображении. Даже если не помните стихотворение, определение или закон на 100%,  нейронные связи значительно укрепятся.
Если необходимо, вернитесь к источнику текста и используйте любимый метод и канал, чтобы усилить фрагмент, который не могли вспомнить.
Сделайте 10-минутный перерыв. После вернитесь к исходному тексту и повторите.
 

Методика улучшения запоминания

Каждый раз, приступая к прочтению того, что вам нужно запомнить, используйте этот процесс из шести шагов:

  1. Оцените материал и определите цель чтения. Оцените уровень своего интереса и постарайтесь понять, насколько сложен текст.
  2. Выберите подходящую технику чтения в соответствии с целью вашего чтения.
  3. Определите важные факты. Запоминайте то, что вам нужно. Находите ассоциации, связующие детали, необходимые для запоминания.
  4. Делайте записи. Используйте собственные слова, чтобы вкратце передать основные мысли. Применяйте выделение, диаграммы, деревья идей, чтобы выявлять взаимосвязи и модели. Ваши записи станут важным резервом для вашей памяти. Письменное фиксирование основных моментов в дальнейшем поспособствует улучшению вашей способности запоминать.
  5. Повторяйте. Спросите сами себя о тех вещах, которые вы должны запомнить. Разработайте систему, следуя которой вы будете просматривать записи минимум три раза до того, как от вас потребуется вспомнить и воспроизвести информацию. Первое повторение должно быть вскоре после прочтения материала, второе — через несколько дней, а третье — прямо перед тем, как потребуется отвечать. Этот процесс поможет вам избежать напряженной «последней» ночи накануне экзамена.
  6. Применяйте. Найдите возможность использовать полученные знания. Учебные группы и классные дискуссии — бесценная возможность применить то, чему вы научились. 

Техники эффективного запоминания

Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.

Ключевые слова

Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.

По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится

Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте

Логические цепочки

Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.

Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.

Рифмы

Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.

Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.

Смотреть, обидеть, видеть.

Держать и ненавидеть.

Зависеть, слышать, гнать.

Вертеть, терпеть, дышать.

Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.

Аббревиатуры

Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.

Мнемонические фразы

Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:

  1. “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
  2. “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  3. “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).

Эффект края

Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.

Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.

Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.

А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.

Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.

Ошибайтесь

Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.

В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.

Как запомнить текст на иностранном языке?

Самым сложным является запоминание иностранных текстов. Здесь нужен особый подход. Например, можно прочитать то, что требуется выучить, вслух, записав все на диктофон. Затем в течение дня можно слушать запись на аудиоплеере. Это можно делать не только дома, но и на улице, в городском транспорте, общественных заведениях.

Разумеется, мало просто слушать материал. Следует вдумываться в него, мысленно повторять, периодически нажимая на паузу. Желательно заранее перевести текст, чтобы понимать смысл всех предложений, а не заучивать непонятные вам слова. Данный метод можно использовать и для запоминания материала на родном языке.

Как запомнить много информации за короткий срок?

Каждый из нас иногда сталкивается с необходимостью запоминания большого объема важной информации. Например, школьники и студенты перед экзаменами

Или люди, недавно устроившиеся на новое место работы. Им нужна недюжинная память при чтении и освоении всей документации и информации, необходимой для вхождения в должность. Конечно, всем информацию хочется лучше запомнить и при этом правильно, желательно с первого раза. Посмотрим, какие же приемы способствуют исполнению таких желаний.

В первую очередь надо определиться, для чего нужна эта информация. Если человек осознает, что она важна и значима, то он обычно ставит цель запомнить ее при любых обстоятельствах. Когда вы полностью понимаете необходимость освоения той или иной информации, то проблема большого объема и коротких сроков отпадает автоматически. Такой настрой на работу по запоминанию приходит быстро и безболезненно, при этом активизируются дополнительные возможности и резервы.

Выделить правильное время для освоения информации. Практика показывает, что существует наиболее благоприятное для запоминания время. Это 1-2 часа утром после пробуждения, а также 1-2 часа вечером перед сном. В течение дня, когда в наше сознание направлено много потоков различной информации, процесс запоминания большого объема чего-то конкретного проходит сложнее.

Вникнуть в суть

Как уже было сказано выше, запоминается быстрее и качественнее лишь та информация, которая воспринимается осмысленно, а не просто зазубривается.

Концентрировать внимание на самых ярких и интересных эпизодах запоминаемой информации, на удивительных, впечатляющих, практически полезных моментах.

Тезисно выписывать из текста самое главное в определенной последовательности. Запоминание информации с первого раза нередко оказывается сложным процессом, поэтому можно при репетиционном воспроизведении изученной информации опираться на план-подсказку.

Обсуждать, передавать и проговаривать вслух информацию

Попытайтесь рассказать и объяснить тему, которую изучаете сами, кому-нибудь еще. Найдите слушателя и вообразите, что вы учитель или преподаватель. Во время устной передачи изучаемой информации процесс запоминания идет лучше и легче. А когда собеседник задает вопросы, то это оказывает еще большую пользу, мозг активизирует свою работу и начинает изыскивать ответы не в заученных наизусть записях, а с помощью собственной логики. Если же не нашлось желающих вас выслушать, проговорите материал вслух воображаемому слушателю.
Для лучшего запоминания информации надо не просто заново ее перечитывать, а стараться вспоминать, лишь подсматривая в записи.

Что делать с сопротивлением чтению

Иногда родители и учителя заставляют нас читать слишком агрессивно. Из-за заявлений в духе «Пока не прочитаешь, гулять не пойдешь!» чтение начинает ассоциироваться с пыткой.

Хорошо, что теперь мы выросли, никто больше не заставит писать сочинение по скучному Чернышевскому или уныло заполнять летний читательский дневник, и можно больше не читать никогда — с такой установкой многие отказываются от книг, вступая во взрослую жизнь.

Но на самом деле свобода выбора подразумевает не только возможность самому решать делать что-то или не делать — но и возможность решать, что именно и каким образом делать. То, что мы выросли, означает, что наконец можно читать так, как хочется и только то, что нравится. Читайте под одеялом ночью, вырывайте страницы для украшения рабочего места и рисуйте в книгах: никто больше не станет ругать за нарушение правил, которых в действительности не существует.

Память можно улучшить

Вам наверняка известны люди с фотографической (или почти фотографической) памятью. Они знают слова всех песен, записанных за последние четыре года, напоминают вам, что вы сказали им три года назад, и никогда не забывают ничьих дней рождения (или годовщины «дня нашей встречи» или «дня первого поцелуя» и т.д.).

Photo by Christopher Campbell on Unsplash

И хотя некоторые люди как будто от природы наделены даром запоминания информации, хорошую память — как и хорошую концентрацию — можно развить. Вы будете контролировать, что оставить в своей голове, а что допустимо и забыть.

Некоторые люди запоминают относительно легко и не имеют сложностей с удержанием больших объемов данных. Другие сетуют на свою дырявую память, которая, кажется, больше теряет, чем сохраняет. Улучшению вашей способности к запоминанию поглощаемой информации может поспособствовать несколько факторов.

Уровень интеллекта, возраст и опыт сказываются на том, насколько хорошо вы запоминаете

Вам нужно определить, как эти факторы влияют на вашу память, и научиться максимизировать отдачу от прикладываемых вами усилий.
Заложить надежный фундамент — очень важно для хорошей памяти. Большая часть процесса обучения — это лишь добавление к тому, что вы уже знаете

Так, например, справиться с органической химией, не изучив основ, будет практически невозможно. Расширяя фундамент базовых знаний, вы улучшите свою способность запоминать новую информацию.
Мотивация — ключевой фактор улучшения вашей памяти. Один мой друг, абсолютный фанат бейсбола, кажется, знает всю бейсбольную статистику с начала времен. Он может выдать вам уровень подготовки и пропущенные мячи практически всех игроков, расписание игр любимой команды на весь сезон… да и других команд тоже! И хотя я бы не сказал, что он самый умный парень из всех, что мне доводилось встречать, он, очевидно, любит бейсбол и крайне мотивирован запомнить все, что может, о любимом виде спорта. Наверное, и у вас есть свой интерес. Будь то кино, музыка или спорт — вы заполняете свой мозг огромным количеством информации. Выходит, если вы можете выучить столько об одном предмете, вы способны многое запомнить и о другом — даже о химии. Надо просто научиться себя мотивировать.
Метод, система или процесс запоминания информации крайне важны для улучшения памяти. Они могут включать вашу мыслительную организацию, хорошие образовательные привычки, мнемонические формулы — средства, которые вы применяете при необходимости что-то вспомнить.
Использовать выученное незамедлительно — столь же важно для запоминания. Это хорошо — фиксировать в памяти список терминов для их быстрого поиска, однако если вы хотите, чтобы информация задержалась в голове надолго, вы должны способствовать заучиванию, применяя эти знания. Например, можно добавить новое слово в свой повседневный словарь и корректно употреблять его в разговорах.

Изучение иностранных языков для многих людей становится разочаровывающим опытом, если у них нет возможности за пределами класса применять разговорные навыки на практике. Именно поэтому студенты языковых групп часто присоединяются к дискуссионным клубам или учатся за границей — чтобы закрепить запоминание изученного материала, пользуясь своими знаниями. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector