Уроки мнемотехники для начинающих: упражнения для развития памяти

Советы, как добиться результата

Неважно, будь то мнемотехника для начинающих, или вы уже овладели некими азами, необходимо знать, чтобы развивать систему запоминания, ее нужно чаще использовать. Начинать стоит с простых задач. Если необходимо научиться запоминать цифры, начните с номеров телефонов, кредитных карт

Придумывайте длинные числовые ряды, допустим, пароль к аккаунту, и защиту поставите, и память потренируете

Если необходимо научиться запоминать цифры, начните с номеров телефонов, кредитных карт. Придумывайте длинные числовые ряды, допустим, пароль к аккаунту, и защиту поставите, и память потренируете.

Если вы хотите запоминать нечисловую информацию, можно воспользоваться книгой, только не художественной литературой. Потому что, мнемотехника – что это? Это совокупность методов и приемов, позволяющих запоминать большие объемы информации. А роман, как известно, содержит сюжет с логической последовательностью связанных событий. Присутствие этих связей, позволяет легко усваивать материал. Пусть лучше это будет физика, химия или география.

И еще некоторые советы по мнемотехнике для начинающих:

Выбор метода

Важно правильно выбрать наиболее подходящую и соответствующую вашему типу мышления и восприятию систему.
Выбор картинок и связей. В некоторых источниках даются однозначные рекомендации, к примеру, представить такие-то объекты, и что с ними необходимо делать. Но, каждый человек обладает индивидуальностью и преобразовывает полученную информацию в образы, основываясь на личном опыте, используя свои ассоциации

Поэтому не стоит останавливаться и отчаиваться, приведенные рекомендации могут послужить отправными точками.
Повторение. Хорошего результата можно достичь путем многочисленных, регулярных тренировок. Их необходимо проводить каждый день или, хотя бы, три раза в неделю. Приобретенный опыт нужно закрепить, довести навык до автоматизма, чтобы в любой момент без труда им можно было воспользоваться. Повторяйте различные фразы. Памяти нужно показывать, что сохраненные объекты актуальны и важны для вас, доставайте из нее материал, который положили туда давно.
Спокойствие. Тренироваться необходимо в полной тишине. Нет, это можно проделывать и в метро, но, главное, чтобы вы могли сконцентрироваться и абстрагироваться от окружающего мира. На начальном этапе освоения какого-то метода не позволяйте вмешиваться в процесс непрошенным эмоциям, гневу, стрессу и так далее. Во-первых, будет трудно понять, подходит ли он вам, а во-вторых, в последующей работе его использование может быть связано именно с этими ассоциациями, что будет мешать процессу запоминания.

Но, каждый человек обладает индивидуальностью и преобразовывает полученную информацию в образы, основываясь на личном опыте, используя свои ассоциации. Поэтому не стоит останавливаться и отчаиваться, приведенные рекомендации могут послужить отправными точками.
Повторение. Хорошего результата можно достичь путем многочисленных, регулярных тренировок. Их необходимо проводить каждый день или, хотя бы, три раза в неделю. Приобретенный опыт нужно закрепить, довести навык до автоматизма, чтобы в любой момент без труда им можно было воспользоваться. Повторяйте различные фразы. Памяти нужно показывать, что сохраненные объекты актуальны и важны для вас, доставайте из нее материал, который положили туда давно.
Спокойствие. Тренироваться необходимо в полной тишине. Нет, это можно проделывать и в метро, но, главное, чтобы вы могли сконцентрироваться и абстрагироваться от окружающего мира. На начальном этапе освоения какого-то метода не позволяйте вмешиваться в процесс непрошенным эмоциям, гневу, стрессу и так далее. Во-первых, будет трудно понять, подходит ли он вам, а во-вторых, в последующей работе его использование может быть связано именно с этими ассоциациями, что будет мешать процессу запоминания.

Занятия мнемотехникой увлекательны, главное, вначале определиться с целью, для чего вам нужна развитая память: запоминать цифры (номера телефонов, пароли), для изучения иностранного языка или юриспруденции.

При изучении методов мнемотехники для начинающих, главной ошибкой становится иллюзия того, что после нескольких тренировок, многие считают себя профессионалами. В нужный момент ассоциация не срабатывает. Это все потому, что мало практических навыков для запоминания информации на длительный срок. Вроде бы связь между образами получилась правильной, но не сработала. Нужно много и упорно практиковаться, и методы мнемотехники шаг за шагом будут вам подчиняться.

Джошуа Фоер, «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания»

Автор книги – научный журналист, который писал статьи о турнирах мнемонистов. Воодушевившись примером людей с феноменальной памятью, он сам начал изучать мнемотехнику и активно тренироваться. Спустя год он стал чемпионом США.

Это ещё раз доказывает, что мнемотехника доступна каждому, и человеческое усилие в развитии памяти важнее природных задатков (невероятно малое количество людей обладает феноменальной памятью с рождения – это аномалия). Кстати, если вы ещё думаете, заниматься или нет, возможно, вас вдохновит статья «Мнемотехника: личный опыт».

В книге затронуты как практические, так и чисто научные аспекты. Читать легко и интересно, много историй. Вы можете получить представление о стиле изложения автора, посмотрев его выступление на TED.

Мыслительные операции с образами

Основные приемы мнемотехники основаны на визуализации запоминаемой информации. При чтении, чтобы запомнить весь текст, старайтесь каждое слово перевести в картинку в своем воображении. С помощью мыслительных действий попробуйте рассмотреть полученный образ со всех сторон. Например, представьте себе книгу. Мысленно переверните её другой стороной. Рассмотрите какого она цвета и по толщине. В этом уроке мы потренируем различные мыслительные операции. Ваша задача будет состоять в запоминании образов парами, используя эти самые операции.Во время этого занятия вам придется не только представлять себе то что нужно запомнить, но и видоизменять эти образы. Одной из мыслительных операций мы уже овладели на предыдущем занятии – это соединение образов. Это процесс, во время которого в своем воображении мы мысленно соединяем несколько образов, а наш мозг запоминает взаимосвязи между ними. А затем по одному из запомненных образов мы выстраиваем всю ассоциацию целиком.

Следующая мыслительная операция, которую мы разберем это увеличение — уменьшение размеров образов.Представим себе образ маленького размера и мысленно удалим его. Теперь, если этот образ начать увеличивать, то с него можно считать ранее образованные взаимосвязи. Такую мыслительную операцию легко применять при формировании ассоциаций с разными частями одного образа

Мы концентрируем свое внимание на каком-либо подобразе, затем этот подобраз увеличивается и занимает все внутреннее пространство сознания. Другие части образа и ассоциации тем самым вытесняются

Говоря простым языком, необходимо взять более сложный образ и поместить туда более простой. Сложный образ при необходимости можно уменьшить. Например, представить себе градусник, рассмотреть его детально: деления, цифры, ртутный столбик. Увеличиваем ртутный столбик и на него можно повесить ведро. Затем все мелкие детали свернуть обратно до нормальных размеров.

Еще одна мыслительная операция – это выделение подобраза. Для начала из основного образа вы должны выбрать наиболее типичный для него подобраз и уже всю остальную работу проводить с ним. Так, например, проще запомнить образ гаечного ключа, чем образ автослесаря. Упрощенные образы можно связывать вместе, тем самым, образуя простые, компактные и информативные взаимосвязи.Трансформация образов – еще одна мыслительная операция.Воображаемые предметы можно также трансформировать. Утолщать, удлинять. Добавлять разные детали. Это необходимо для того, чтобы можно было использовать их повторно. Но главное условие — образы следует преобразовывать так, чтобы предмет не изменял своего значения. Например, если мы трансформируем образ карандаша, то он всегда должен оставаться карандашом: тонким или толстым, длинным или коротким, изогнутым или прямым, цветным или простым, но все же карандашом.

Видоизменение образов. Давайте представим разные образы с одинаковым названием: «машина» «Жигули», «Мерседес «Запорожец», игрушечная машинка, машинка для счета денег, снегоуборочная машина и т.д. Видоизменение образов, как и трансформация применяется для создания разнообразия зрительных представлений. Отличаются они лишь тем, что в здесь при запоминании приоритет имеет мыслительная операция «Видоизменение образов». Когда в процессе запоминания использованы все возможные виды образов, их можно трансформировать.Очень интересной мыслительной операцией является вращение образов. Мысленно вращая представляемый образ, мы можем увидеть его с разных сторон и считать с него различные ассоциации. Таким образом, при мысленном вращении на один образ можно записать много других образов. Например, мысленно вращая образ радиоприемника, можно образовать различные ассоциации с частями этого приемника. Простое вращение образов в воображении является хорошим упражнением.Наложение образов. Образы мысленно накладываются друг на друга без их соединения (один образ как бы дальше, другой — ближе). Позволяет вспомнить слабые взаимосвязи, которые вспоминаются с трудом. Эта же мыслительная операция применяется для образования взаимосвязей между представлениями разных анализаторных систем, например, при закреплении в памяти новых иностранных слов. В данном случае на зрительный образ накладывается не другой зрительный образ, а звучание запоминаемого слова. Наложение образов позволяет установить прямую взаимосвязь между образом и произвольным знаком или числом (заучивание образных кодов, знаков и символов).

Как овладеть мнемотехникой?

Итак, природа мнемотехники понятна. Человеческий мозг лучше запоминает информацию, которую может представить аккуратно в деталях. Например, читающий книгу представляет перед глазами маленький мир. Информацию, которую представлять неинтересно, нужно переработать так, чтобы она все-таки представляла для сознания человека интерес. Как это сделать? Существует множество уловок.
 

Чтобы овладеть этой техникой запоминания, нужно развивать воображение и навыки манипулирования образами. Для этого существует мнемотехнический квадрат, который поможет запомнить, что правила в этой технике всего четыре, как и углов в квадрате.
 
Правило первое: Представляемый образ должен быть объёмным. Ни в коем случае не картинка или рисунок. Если же требуется запомнить лист бумаги или фото – представьте его ребром, согните его или сожмите — но создайте объём, которые можно вертеть в голове так и эдак.
 
Второе правило:Цветность образа. Если что, учеными доказано, что у большинства людей воображение чёрно-белое. Это абсолютно нормально и не мешает освоению мнемотехники. Всё, что требуется – четкое понимание точного оттенка цвета. Если воображаете зеленую сумочку, обязательно определите – тёмно-зелёная? Зелёный вырви-глаз? Благородного зеленого цвета и из крокодиловой кожи? Определите этот момент для себя.
 
Третье правило:Четкий образ – никакой абстракции. Представляемый объект должен быть лишен «белых» неизведанных пятен. Для облегчения создания образа большие вещи уменьшайте до размера мяча, а маленькие – увеличивайте.  Не нужно слепиться или пытаться объять необъятное.
 
Четвертое правило: 

Чем является мнемотехника

По своей сути, это набор проверенных и действенных инструментов, работающих на психологическом уровне,  помощью которых можно запомнить и воссоздать намного больше информации, чем способен среднестатистический человек за то же самое время. В подавляющем большинстве случаев, приемы направленны на оптимизацию процесса кодирования информации, что позволяет сделать ее компактной, структурированной и удобной для хранения. В результате такой прием расширяет количество исходной информации, способной поместиться в оперативной памяти человека, кроме того, структурированы определенным образом данные легко декодируются и воссоздаются в памяти при необходимости.

Имея в арсенале необходимые знания приемов мнемоники, и обладая определенным опытом их использования, субъект значительным образом расширяет свои возможности в запоминании данных, концентрации, их анализе и длительном хранении при необходимости. Как и в процессе интенсивной тренировки памяти, мнемотехники задействуют различные области головного мозга, чем стимулируют более активную мыслительную деятельность, а в итоге и эффективность.

Подытожив вышенаписанное, можно еще раз сделать акцент на том, что мнемоника – это не специальная тренировка памяти или разработанный курс действий, а просто набор эффективных, рабочих инструментов, которыми нужно научиться пользоваться и применять х соответственно необходимости, вдумчиво и уместно. Также нужно заметит, что не для всех одинаково подходят те или иные инструменты, и в зависимости от типа мышления и его развития, каждый индивидуально подбирает приемы для своего личного арсенала. То же касается и используемых образов для кодирования данных: для кого-то больше работают реальные, а кому-то необходимы абстрактные, не из реального мира. Все познается путем индивидуальных практических занятий на тренажерах или выполняя специальные задачи для практики.

Понятие мнемотехники

Что вы желаете помнить? Номера телефонов, правила языка, шутки и анекдоты, конспекты, планы и разное другое. Мнемоника – мнемонические приёмы запоминания. Они вас удивят и порадуют. Например, 100 слов с интервалом в 7 секунд легко запишет ваш мозг в память.

Мнемотехника – это мнемонические приёмы и методы запоминания различной информации, используя особенности психических механизмов через ассоциативные ряды, увеличивая объём памяти. Это как «система внутреннего письма».

Например, одно из явлений восприятия – синестезия – проявляется в том, что раздражение одного органа чувств вызывает ощущения в другом органе чувств. Так, и возникают мнемонические цепочки, связка образов для запоминания, которые можно воспроизвести как в прямом, так и в обратном порядке.

Рассмотрим основные техники, приёмы и методы, хотя разработано их специально великое множество, целые циклы и серии для тренировки памяти. Иногда в рекомендательной литературе используют понятие «мнемоника», что, по сути, одно и то же, совокупность приёмов и методов для мнемонической тренировки памяти.

В основе главного мнемонического принципа лежит замена достаточно абстрактных объектов образами-ассоциациями через визуальное, аудиальное или чувственное представление

Важно создать связанную цепочку, яркий информационный ряд, для простоты запоминания

Популярные методики запоминания

Методики запоминания основываются на привязке информации к чему-то осязаемому.

Запоминание номера телефона можно провести несколькими способами:

  1. Произнести вслух. Слуховое запоминание поможет вспомнить цифры в течение нескольких минут.
     
    Что позволит легко перезвонить по номеру, который продиктовал собеседник, не записывая его на листок. Работа кратковременной памяти усилится.
  2. Использование зрительной памяти на цифры с разделением их. Некоторые номера кажутся простыми от того, что в них используются цифры, которые есть в номере нашего дома, дате рождения. Это тренировка фотографической памяти.
  3. Набирая номер на клавиатуре телефона можно составить слово, которое получится набрать, если нажимать на клавиши, используемые при его наборе.

Наиболее популярной и сложной методикой является построение дворца памяти.
 
Этот метод используют люди, которые обязаны много запоминать. Метод покажется вам простым и удобным после нескольких тренировок.

Упражнения и приемы

Существует большое количество приемов, предназначенных для запоминания разного вида информации. Условно мнемотехника, в частности методы этой дисциплины, делятся на инструменты создания образов и запоминания последовательности. Вот некоторые приемы мнемотехники для развития памяти взрослым (упражнения из них можно сделать легко – взять набор слов и отработать эти методы на них):

  1. Цифро-буквенный код. Прием позволяет запоминать большие числа или их комбинации. Каждой цифре присваивается определенная буква, на основе которой создаются образы, которые соединяются любым приемом запоминания последовательности. Например, число 7345 можно разделить на буквы с, т, ч и п, создать с ними по слову: собака, тапок, чрезвычайный и позор. Далее сделать с ними предложение или соединить их методом «цепочка».
  2. Метод вешалок. К каждой цифре придумывается ассоциация, которая соединяется любым приемом запоминания последовательности. Например, числа 5432 можно разложить на слова: «школа», «хорошо», «гусь», «плохо». Ассоциации желательно придумывать самостоятельно, так выше эффективность запоминания.
  3. Привязка к хорошо знакомой информации. Если новую информацию связать с уже знакомой, запоминается она значительно лучше. При запоминании числа 39 можно вспомнить Вторую мировую войну.
  4. Символизация. Прием для запоминания абстрактных слов и незнакомых терминов. Например, общепринято обозначать слово «любовь» сердцем. Желательно придумывать свои символы.
  5. Созвучие. Хорошо подходит для запоминания иностранных слов. Всегда к незнакомой языковой единице можно подобрать созвучный аналог на русском языке и представить его в виде визуального образа.

Приемы запоминания последовательности:

  1. Цепочка. Один образ представляется на другом или прицепленным к нему. Потом так же связывается третий со вторым, четвертый с третьим и так далее. Прием не подходит для запоминания больших последовательностей, поскольку через некоторое время в голове остаётся только несколько первых и последних образов.
  2. Матрёшка. Берется образ 1, выделяется какая-то его часть, с которой связывается образ 2. Дальше принцип аналогичен предыдущему приему. Позволяет запоминать не только последовательность, но и структуру (например, сложный план выступления).
  3. Метод Цицерона. Представляется хорошо знакомая улица, к объектам которой (на ларьках, домах, остановках) привязываются образы. Чертоги разума из фильма «Шерлок» – немного модифицированный вариант этого приема. Представляется дворец или сад, к объектам которого привязываются запоминаемые образы.

Метод Цицерона

Чтобы отрабатывать мнемотехника методы и приемы, существует программа Mnemocon на iOS и Android.

Важно! Для тренировки лучше подойдут реальные жизненные ситуации. Начать можно с программы, потом переходить к учебе, работе или к любой другой сфере применения навыка

Мнемонисты и их соревнования

В 1991 году прошёл первый мировой чемпионат по запоминанию, теперь проходит в 30 странах мира. Первым победителем стал британец Доминик О’Брайен. В чемпионате есть даже свои мнемотехнические дисциплины: слова, имена, даты, карты, цифры, абстракции и другие.

Самым известным мнемонистом был репортёр одной из газет Шершевский. Память у него была феноменальной, в основе которой лежало уникальное воображение. Несколько лет его феномен и технику изучал советский психолог А. Р. Лурия впоследствии написавший книгу «Маленькая книга о большой памяти» (1968 г.).

Шершевский никогда не записывал раздаваемые редактором задания: адреса, имена, маршруты. Тренировка памяти мнемотехника шла на рабочем месте. Удивлённый памятью сотрудника редактор и направил Шершевского к Лурия. Там пришлось пройти ряд очень сложных тестов, которые подтвердили безграничность объёма его памяти.

Мнемонист легко связывал высокие звуки и яркие краски, цифры с людьми, ощущения поверхности со вкусом, используя мнемотехнические приёмы. Свои способности он даже демонстрировал на сцене.

Жить с таким воображением было сложно, образы сталкивались и перемешивались, когда Шершевский воспринимал очень простой материал не для запоминания. В его памяти было очень много ненужной информации, пока не нашёл для себя простой образ: грифельная чёрная доска и тряпка. И это сработало!

Пытаясь оценить свою память, мы сравниваем её с памятью других людей. При этом мы не знаем, хороша она или не очень. В результате получаем искажённое представление, забывая об уникальных способностях своей психики.

Мнемотехника – тренировка памяти: таблицы цифр, букв, символов

Есть тренировочные упражнения, разработанные в виде игр на внимание и сообразительность. Вот некоторые из них:

В игре «Числовой охват революция» необходимо запоминать появляющиеся на экране цифры и безошибочно вводить их в пустое окошко. Правильный ввод цифр позволяет пройти дальше и увеличить количество набранных очков. Игра может длиться долго или закончится после третьего неправильного ввода последовательности цифр.
Суть игры «Быстрое сложение перезагрузка» заключается в том, что открывается заданное трехзначное число, а игроку необходимо подобрать правильные слагаемые суммы этого числа. Правильный ответ увеличивает количество балов.
Среди сложных заданий можно выделить Красно-черные таблицы Горбова-Шульге. В них требуется запомнить одновременно две цифровые последовательности. Черные клетки предназначены для выбора наименьшего числа, а красные – для наибольшего. В игре главное быстро подбирать нужные числа.
Не все таблицы и задания построены на вычислениях и подборе чисел

Например, в игре «Буквенный охват» развивается память и внимание, благодаря запоминанию букв и их воспроизведению. На экране появляются буквы, которые нужно запомнить

Следующий шаг предполагает запись буквенного ряда по памяти.

Во Всемирной паутине можно найти  тренировочные упражнения, разработанные в виде игр на внимание и сообразительность

Как развить память, связную речь, запоминание информации для дошкольников с помощью мнемотехники: методы, приемы и упражнения

В методах мнемотехники старайтесь применять те или иные виды запоминания. Конечно же, самым эффективным способом здесь считается игра. Также для ребенка 5-6 лет используйте схемы, нарисовав их одним цветом

Таким образом вы сможете привлечь внимание ребенка на яркость данных картинок

  • «Собери набор». Дайте малышу отдельные изображения. Ребенок должен их сгруппировать и объяснить вам, почему он их решил положить вместе.
  • «Нарисуй свои впечатления». Данный прием позволяет увеличить словарный запас. Кстати, он также способен сформировать традиции, которые есть в семье. Предложите ребенку вместе нарисовать впечатления, которые у него остались от прошедшего дня. Далее малыш должен рассказать вам, что сегодня у него было плохое, а что хорошее. Добавляйте регулярно новые слова и понятия.
  • «Выучи стих». Чтобы вашему малышу было легче учить стихи, примените специальные таблицы. На них каждую строку изобразите в виде знака либо картинки. Обязательно дополняйте таблицы словами или буквами.


Развитие дошкольников

  • «Сетка памяти». Дайте ребенку картинку. Расскажите, что на ней изображено, а потом картинку переверните. Малыш должен назвать элемент, который есть на том или ином изображении, затем открыть ее и проверить собственные знания.
  • «Рассказы по картинкам». Найдите рассказ, в котором часть слов заменяют картинки. Таким образом ваше чадо будет учить новые слова и развивать воображение.
  • «Фотопамять». Дайте ребенку картинку, уберите потом ее, покажите ему совершенно другую, чтобы она отличалась от предыдущей определенным элементом.
  • «День-ночь». На столе разложите различные картинки. Сказав, «Пришла ночь», малыш должен закрыть глаза, а вы в это время спрятать одно изображение. Открыв глаза, ребенку предстоит угадать, какой именно картинки не хватает.

Причины, по которым люди не запоминают имена и лица собеседников

Использование мнемотехники доступно абсолютно каждому. Для этого необходимо лишь наличие желания и немного свободного времени.

Эксперт в области скорочтения, улучшения памяти, работы мозга и ускоренного обучения Джим Квик считает, что не существует плохой или хорошей памяти. По мнению исследователя, она может быть тренированной либо нетренированной. Память – это не то, что дается человеку при рождении и что нельзя изменить, а ее развитие – непрерывный процесс.

Около трети нашей памяти зависит от генетики и биологического состава мозга, но это оставляет еще две трети, которые можно улучшить. «Мы знаем, что память не фиксирована, как размер вашей обуви. Это то, что вы можете развить», – говорит Квик.

Перестать забывать имена гораздо проще, если сначала понять причину того, почему это происходит. Существует множество оправданий, по которым люди не запоминают только что услышанную информацию. Среди них можно выделить:

  • невнимательность;
  • отсутствие навыков активного слушания;
  • низкий уровень концентрации во время беседы;
  • зацикленность на себе и своих проблемах;
  • неумение абстрагироваться от собственных мыслей и переживаний во время беседы;
  • пренебрежительное отношение к собеседнику .

Какой бы ни была истинная причина плохого запоминания имен, решить эту проблему достаточно легко и просто. Нужно лишь приложить определенные усилия и воспользоваться приемами мнемотехники, которые мы описали в данной статье.

Как правило, человек запоминает лица лучше, чем имена. Связано это с несколькими причинами, а именно:

  1. Зрительный анализатор является доминирующим у большинства людей. Это означает, что поступающая визуальная информация воспринимается ими гораздо лучше, чем задействующая аудиоканалы.
  2. Имя нового знакомого за время беседы может быть произнесено от силы несколько раз, в то время как внешние данные всегда находятся в поле зрения. Повторяющаяся информация, поступающая через зрительные каналы, вытесняет редко поступающую через слуховые рецепторы.
  3. Образная информация (лицо) остается в памяти на более долгий срок по сравнению с символической (имя) .

Встречая новых знакомых, люди могут не обращать внимания на их имена и лица, поскольку все свое внимание концентрируют на внешних данных собеседника. Они либо восхищены их красотой, либо рассматривают физические несовершенства

Вместо того, чтобы сосредоточиться на словах того, с кем беседуют, и тщательном анализе полученной от него информации, они заняты мысленным выстраиванием собственных аргументов. Они тщательно обдумывают, что скажут дальше, при этом их концентрация направлена ​​внутрь, а не вовне.

Почти в 100% случаев новые знакомства происходят в ситуации с большим количеством отвлекающих внешних факторов. В комнате может быть шумно, собеседников могут отвлекать другие люди или обстоятельства, в конце концов, они могут чувствовать усталость или страдать от головной боли. Все это так или иначе сказывается на концентрации и способности к запоминанию.

Отдельным фактором, влияющим на низкое качество памяти, можно выделить перегруженность информацией. Человечество живет в век информационного перенасыщения. В день обычный человек слышит сотни новостей, которые, так или иначе, остаются в его подсознании. Такая информационная перегрузка негативно сказывается на умении сосредотачиваться и внимании к действительно важным деталям .

Представьте себе ситуацию, когда вы направляетесь в комнату с определенной целью, но, войдя в нее, забываете, зачем пришли

Эта проблема возникает из-за того, что движение и смена местоположения переключают ваше внимание и концентрацию. Ваше намерение оказывается не столько забыто, сколько просто отодвинуто на второй план

То же самое происходит, когда вас знакомят с новым человеком. Вы слышите его имя, но затем в продолжение диалога начинаете задавать вопросы, например, откуда он или чем он занимается. В итоге новые ответы выталкивают информацию об имени собеседника из памяти, создавая при этом массу неудобств.

К счастью, всего этого можно избежать, если с умом подойти к процессу запоминания имен с помощью мнемотехники.

Основные методы и приемы мнемотехники

Человеческий головной мозг мыслит определенными образами. Если индивид в воображении выстраивает цепочку из образов, то такая взаимосвязь надолго удерживается в памяти. Человек, припомнив один образ, сможет представить себе и следующий, пока не вспомнит всю «цепочку».

Чтобы лучше запомнить всю последовательность образов, нужно их представить, повторить информацию через час, а затем через каждые три часа.

Название приема
Описание
Примеры
В каких ситуациях лучше использовать
Цепочка
Предмет представляется в воображении в любом виде. Затем несколько образов «связываются» между собой.
Нужно запомнить слова: яблоки, молоко, хлеб, геркулес. Нужно представить себе, что в молочном море на буханке хлеба плывет яблоко и загребает хлопья геркулеса.
Чтобы запомнить, что купить в магазине.
Матрешка
Образы предметов нужно соединить по два. Причем образ первого большой и включает в себя второй

Затем следует сосредоточить внимание на втором образе и соединить его с третьим и т.д.
Запоминаем слова, как в предыдущем случае.
В пачке молока есть пачка хлопьев геркулеса. А в ней — яблоки

А на яблоке нарисована буханка хлеба.
Запоминание списка покупок.
Символизация
Любое слово изображают в виде символа, понятного человеку.
Снегопад можно изобразить в виде нескольких схематических изображений снежинок, весну — в виде сосульки, с которой капают капли воды.
Подойдёт для того, чтобы запомнить иностранные слова.
Римская комната
Запоминаемые предметы или информацию мысленно расставить в помещении, которое знакомо.
Представить себе, что человек стоит на пороге комнаты и начинает оглядываться по часовой стрелке. Вот справа находится какая-то мебель, она символизирует один тезис. Дальше стоит еще что-то — это другой тезис. И мысленно продвигаясь по знакомому помещению можно вспомнить все тезисы.
При устных ответах или публичных выступлениях.
Буквенная кодировка
С помощью кодировки все цифры превращаются в набор букв. Человек должен самостоятельно подобрать 2 или 3 согласных каждому числу от 0 до 9. Для этого необходимо использовать ассоциации. Затем, чтобы запомнить дату, необходимо заменить все числовые значения подобранными буквенными. Из полученного набора согласных можно составить слова, которые в нужный момент напомнят последовательность цифр.
1812 год можно записать как ПД ВС ПД ГТ. Фразой, которая будет характеризовать эту дату, может стать: ПоД ВСеми ПаДут ГубиТели.
Подойдёт для запоминания важных исторических дат.

Приемы мнемотехники для развития памяти

Начинающим рекомендуется также обратить внимание на следующие приемы:

  1. Метод связанных картинок. Запомнить разрозненные слова гораздо легче, если объединить их в одну историю, пусть и немного нелепую. Чем более фантастичным кажется рассказ, тем проще он откладывается в памяти. Плюсами являются развитие словарного запаса, занятия превращаются в забавную игру, не требуется специальной подготовки.
  2. Метод Цицерона (опорных понятий) состоит в использовании знакомых, статичных точек для привязывания к ним других значимых слов. Например, вы прекрасно знакомы с обстановкой в своей комнате и помните, где располагаются кровать, стол, телевизор. Обведите предметы взглядом, сделайте поворот вокруг себя и мысленно свяжите их единой цепочкой. Затем при помощи ассоциаций привяжите к этим предметам новые понятия (лягушка, ваза, дерево). Происходит наслоение образов, и, при взгляде на один предмет, в голове всплывает другая записанная информация. Но следует иметь в виду, что при неоднократном использовании одного и того же предмета для разных слов может начаться путаница.
  3. Метод бусин, нанизанных на одну нитку. По мере появления новых образов и слов, необходимо мысленно нанизывать их, как бусины, тесно переплетая с предыдущей. Соединения должны быть яркими, четкими и быстро всплывающими в мозгу.

Информационный детокс: как победить зависимость от гаджетов?

Для начинающих важно не впадать в эйфорию от того, что найден способ для развития супер-памяти и успешного её использования во всех сферах деятельности. Как и в любом деле, важны регулярные упражнения и системный подход, иначе запоминаемые в большом объеме сведения не принесут особой пользы своему обладателю

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector