Особенности, характерные черты, жанры и примеры научного стиля речи
Содержание:
- Структура
- Советы по написанию хорошей научной статьи студента
- 4. Как писать статьи преподавателям легко и с удовольствием?
- Алгоритм написания научной статьи
- Что дает написание и публикация научной работы студенту (аспиранту)? Нужен ли «маститый» соавтор?
- Как правильно построить статью
- Рецензирование научных статей
- Разновидности научных обзорных статей
- Научная новизна
- Как написать
- Какой должна быть структура
- Третий тип
- Структура научной статьи
- Пример тезисов научной статьи
Структура
Любая научная статья пишется по общепринятым в российских и зарубежных изданиях стандартам, согласно которым составными частями текста должны быть следующие разделы:
- Аннотация – краткое изложение содержания.
- Введение – описание актуальности, целей и задач.
- Основная часть, в которой описываются:
- предмет и методы исследования;
- техническая и теоретическая база, использованная в ходе эксперимента;
- суть исследования;
- результаты.
- Заключение – подведение итогов проведенной работы и выводы.
- Список литературы – перечень публикаций, использованных при подготовке материала.
- Приложения (факультативный пункт, его наличие зависит от особенностей содержания).
Название научной статьи должно недвусмысленно передавать суть проведенного исследования. После аннотации обычно требуется привести ключевые слова – 4-5 терминов или словосочетаний, максимально точно отражающих суть работы. С их помощью оптимизируется поиск научной литературы в специализированных базах.
Советы по написанию хорошей научной статьи студента
Зная, что такое научная статья, какие виды бывают, а также какие есть требования к ее написанию, студенту важно учесть еще несколько важных и ценных советов по созданию и оформлению работы:
Проконсультируйтесь со своим научным руководителем или преподавателем
Особенно это важно в том случае, если у студента это первая научная работа. Ни один преподаватель в университете или академии не откажет учащемуся в содействии
В конце преподаватель подскажет место, куда можно будет опубликовать работу, например, в газету или известный журнал.
Привлеките в свою деятельность соавторов. Практика показывает, что коллективная работа становится интереснее для всех авторов, а также пользуется большей популярностью и успешностью. Соавтором может быть аспирант, студент и преподаватель.
Важно использовать термины, определения
Терминология должна соответствовать действующим нормативно-правовым актам и быть актуальной согласно тематике статьи.
Особое внимание уделите оформлению статьи. Важные критерии – это шрифт, его размер, поля, абзацы, межстрочный интервал, оформление таблиц, изображений, диаграмм, подписей к ним.
После написания текста важно определить его уникальность и грамматику
Чтобы выявить ошибки, текст нужно будет прочитать несколько раз. Помочь могут соавторы и разные ресурсы в интернете. Требования для публикации работы в журнале касательно уникальности – от 80-90% и выше.
4. Как писать статьи преподавателям легко и с удовольствием?
Доцент или профессор написал уже ни один десяток статей, но их нужно все больше и лучше. Нужны международные публикации и высокий индекс Хирша (цитирования). Материалов много, но все некогда их собрать в статью.
Если есть четкий алгоритм работы, то статья пишется легко.
Главное правило здесь – обеспечить непрерывность работы над статьей, «погрузиться» в материал.
Поэтому ловите «окно», когда будете относительно свободны некоторое продолжительное время (одной-двух недель обычно хватает, чтобы оформить имеющиеся материалы в виде статьи ВАК, и даже написать новую статью, опыт научной работы уже имеется).
Планируйте работу над статьей заранее. Рассматривайте статью как проект, который имеет начало и конец. Обозначьте дату сдачи материала (дедлайн) и опирайтесь на него. Чтобы «заставить» себя сесть и начать писать, найдите марафон по написанию научных статей. Это очень помогает. Кстати, магистрам и аспирантам тоже лучший совет, чтобы начать писать статью.
Итак, сроки обозначены. Начинаем. И не отвлекаемся.
Выбираем журнал в наукометрических базах данных (e-library, Scopus, Web of Science), оцениваем его импакт-фактор, периодичность выхода в год, количество публикуемых статей.
Изучаем требования к авторам. Оформление, количество источников литературы, структура статьи – четко следуем рекомендациям.
Если мы привыкли писать статью в виде монолога автора, выражающего собственное мнение, то теперь лучше ориентироваться на общепринятую структуру международных журналов IMRAD.
IMRAD – Introduction – Methods – Results – and – Discussion: Введение – Методы – Результаты – Обсуждение. Во введении – актуальность и гипотеза, что уже изучено по данной теме, а что предстоит изучить. В «Методах» – просто и понятно о том, как мы проводили исследование. Так понятно, чтобы можно было при желании повторить. В «Результатах» – графики и таблицы, показывающие что же мы получили. В «Обсуждении» их анализ, возможности теоретического или практического применения, подтвердилась ли гипотеза, направления дальнейших исследований
В российских журналах требуется заключение (в международных – не всегда)
В заключении ответ на вопрос относительно гипотезы (подтвердилась или нет), значение результатов и их практическая значимость, возможности дальнейшего изучения темы.
Для последующего цитирования очень важно уделить внимание названию статьи, ключевым словам и аннотации. Если они выполнены на хорошем уровне и вызывают интерес к вашей статье, то ее цитирование повысится, а, соответственно, вырастет и индекс Хирша.
В аннотации указываем: зачем проводилось исследование (актуальность), как оно проводилось (методы), какие результаты были получены и что они значат (польза)
Как только ответили на эти четыре вопроса, пишем ключевые слова.
Ключевые слова не должны повторять слова из названия статьи
Они нужны, чтобы помочь найти вашу статью, и если статья называется «Логистика на предприятиях промышленности», то «логистика» и «предприятия промышленности» в ключевые слова не включаем. Ищем синонимы или что-то смежное (металлургия, операционный менеджмент). Так мы увеличим число просмотров нашей стати, а, следовательно, вероятность цитирования.
Отправка в журнал. Ожидание (долго нет ответа – пишем повторно). Переписка.
Работа над замечаниями рецензентов и передача статьи для публикации.
Вооружившись этими знаниями, и воодушевившись к написанию статьи, главное не потерять запал. Ищем мотивацию в следующем параграфе.
Алгоритм написания научной статьи
Чтобы не допустить ошибок, сэкономить время и написать качественную статью, которая будет опубликована, рекомендуется придерживаться определенного алгоритма действий.
Выбор темы
Это первый этап написания статьи. Аспирант должен выбрать тему, основываясь на своих предпочтениях и научных интересах.
Тема должна иметь узкое направление и быть актуальной в наши дни. Тема является актуальной в том случае, если за последние несколько лет увеличился рост публикаций.
Составление заголовка
Заголовок должен соответствовать теме и включать в себя ключевые слова. Именно по ним статью можно будет быстро найти.
Составляя заголовок, рекомендуется ориентироваться на потенциальных читателей: что сможет их «зацепить»?
Написание плана
План бывает двух видов:
- Неформальный – рабочий вариант, который студент делает его для личного использования. Составляется в любой форме, является черновиком работы.
- Формальный – чистовой вариант, который сдается на проверку. Такой план обязательно должен быть оформлен по правилам: иметь заголовки и подзаголовки, обозначенные цифрами римского алфавита. Каждое название должно сопровождаться кратким описанием раздела.
Работа должна иметь четкую структуру, последовательность и логичность. Набросок будущей статьи можно сделать, составив неформальный план.
Добавление формулировок
Формулировки в научном стиле очень важны. От точности, количества и их качества зависит читабельность труда. В процессе работы над статьей желательно подробно расписывать основные тезисы, по минимуму использовать сокращения. Рассуждения, анализ, выводы должны быть четко сформулированы, «воды» быть не должно.
Поиск недостающей информации
Если в процессе написания работы выясняется, что собрано мало информации, необходимо заняться ее поиском. Вариантов несколько:
- Поиск дополнительной информации в интернете.
- Изучение научных трудов в сборниках статей при институте.
- Ознакомление с прочими периодическими изданиями научной тематики по выбранной теме.
Также можно провести дополнительные исследования, исходя из поставленных задач, и проанализировать их.
Проверка готовой научной статьи
После написания чернового варианта статьи, можно приступать к следующему этапу – проработке. Проверку нужно проводить поэтапно:
- Оценка структуры. Следует убедиться, что разделы являются последовательными, логичными, заголовки и подзаголовки соответствуют информации под ними.
- Название статьи должно отвечать ее содержанию.
- Оценка написания. Необходимо перепроверить и оценить всю работу: насколько точны выводы, хватает ли формулировок, наличие ключевых фраз и тезисов.
- Проверка аргументированности, значимости и новизны.
- Вставка/корректировка/доработка диаграмм, схем, таблиц. Они помогают наглядно воспринимать информацию, поэтому в статье для публикации они должны присутствовать обязательно.
- Проверка оформления. Речь идет не только об орфографии и пунктуации, имеется ввиду полное оформление труда. Перепроверяются цитирования, рубрикации ссылок на источники информации, написание формул, чисел и математических величин.
Не следует оформлять работу, как нравится, так как существуют специальные требования. Если вы не знаете, как написать научную статью для публикации и правильно ее оформить, руководствуйтесь требованиями издательств и государственными эталонами.
Что дает написание и публикация научной работы студенту (аспиранту)? Нужен ли «маститый» соавтор?
Просмотрев идеальный шаблон научной статьи, можно понимать, насколько ценный вклад она может внести в науку. Поэтому самая важная причина, почему научную работу нужно публиковать – чтобы открыть новые грани знаний и возможностей. Другие ученые получают бесценные знания.
Кроме того научные статьи в отличие от других являются официальными публикациями, что самым благоприятным образом скажется на репутации студента и его карьерной лестнице после окончания обучения. «Маститый» соавтор повысить шансы студента на успешную оценку работы и публикацию ее в известном журнале. Если же исполнитель опытный в таких делах и уверен в своих силах, надобности в соавторе нет.
Как правильно построить статью
Структура статьи — это заголовок, лид, подзаголовки, основной текст, заключение. Работу над статьей начинают с основной части, а уже по ее завершении пишут вступление, заключение и заголовок. Впрочем, эта рекомендация может быть нарушена в части заголовка.
Заголовок
Важнейшее звено в структуре публикации. Все люди начинают чтение с заголовка. И если он их не зацепил, переводят взгляд на другой материал. Заголовок – это реклама текста.
Он должен содержать ответ на вопрос, интересующий читателя («Как выйти на пенсию досрочно?»)
Чтобы привлечь внимание, надо использовать интересные речевые обороты («Канули в лето» — о проблемах туроператоров). Хороши вопросительные заголовки
Лид
Первый абзац статьи отвечает на вопросы: что полезного в этом материале и кому он предназначен. Должен быть коротким (2-3 предложения), информативным и «липким», чтобы притянуть читателя и заставить прочесть весь материал. Пример из «Аргументов и фактов»: «Россия входит в топ-10 стран с наибольшим количеством смертей от болезней сердца, хотя в развитых странах смертность от сердечно-сосудистых заболеваний сокращается». Понятно, о чем пойдет речь, кому и зачем надо читать.
Подзаголовки
Они тоже должны интриговать: намекать, о чем будет разговор, но не рассказывать всего. Если пишете для серьезных изданий, а не желтой прессы, не выносите в подзаголовки голословные и заведомо ложные сведения.
- Используйте глаголы.
- Соблюдайте единый стиль подзаголовков.
- Избегайте фраз со знаками препинания.
- Точки в заголовках и подзаголовках не ставьте.
Основная часть
Это самая объемная часть статьи, содержит несколько разделов, отмеченных подзаголовками.
Автор описывает проблему, объясняет, чем она опасна, дает статистические данные, приводит мнения экспертов, обязательно обращается к чувствам читателя, осознавая и поддерживая связь с ним
Читатель должен понять, что написанное важно лично для него
Далее переходит к решению проблемы. Перечисляет источники. Сравнивает их, рассказывает, почему не все работают.
Приводит примеры из личной жизни, комментарии экспертов, цитаты, полезные советы. Это оживляет текст.
Предлагает свой (или предпочтительный) путь решения, доказывая его преимущества причинно-следственным способом.
Заключение
В этой части статьи подводится итог рассуждений или дается вывод. Автор выделяет и повторяет для читателя самые важные моменты статьи. Это позволит читателю самому сделать вывод из прочитанного и, возможно, продолжить изучение темы.
Вам будет интересно прочитать
Как журналисту зарабатывать в Интернете
Рецензирование научных статей
Рецензия на научную статью пишется членами редколлегии. В их же праве и производить редактирование текста по своему усмотрению: исправлять или сокращать.
Научная статья публикуется в случае положительной рецензии.
В противном случае существует возможность доработки. Она производится исходя из рекомендаций рецензента.
Рецензия на научную статью обязана содержать:
1. Общую характеристику текста (заголовок, автор, размеры).
2. Общую характеристику проблематики статьи.
3. Соответствие ее (проблематики) выбранной тематике/разделу журнала, в котором статья будет опубликована.
4. Актуальность написанного научного текста.
5. Характеристика и оценка содержания, анализ научной статьи:
- соответствие текста заглавию;
- имеет ли место новизна;
- целесообразность;
- достоинства и недостатки, какие необходимо внести исправления (при наличии замечаний).
6. Характеристика и оценка оформления.
Разновидности научных обзорных статей
Среди работ описываемого типа выделяют 4 подвида, которые пишут для достижения разных целей. У каждого из них свои особенности.
Оценка всей проделанной работы
В такой статье автор оценивает данные, полученные исследователями за обозначенный период, определяет их ценность для направления, науки как таковой, важность для общества. Написать исчерпывающий оценочный обзор получится у опытного ученого, который сам занимается выбранной областью
Специалист такого уровня может определить значимость источников, адекватность методов и достоверность результатов, а в конце грамотно подвести итог.
В обзорной статье делается оценка всей проделанной работы.
Описание (включает динамику исследований)
Здесь задача составителя — рассказать, как с течением времени продвигалось изучение какой-либо научной проблемы до настоящего момента. Автор анализирует нынешнее состояние узкой области знания. Обзоры этого типа используют в вузах, чтобы дать студентам и аспирантам всестороннее представление о рассматриваемом в статье объекте исследования.
Исчерпывающий обзор без авторского подхода
В этом случае обозреватель анализирует выбранные публикации по теме, комментирует их, но не высказывает субъективного мнения, основанного на собственном научном опыте.
Литературный обзор
Автор перечисляет источники, которые напрямую относятся к рассматриваемой проблеме. Анализ публикаций отсутствует, но приводится подробная библиография.
В статье автор делает литературный обзор.
Кроме того, бывают короткие мини-обзоры и полноразмерные статьи объемом в десятки и сотни страниц. В первых информация подается в сжатом виде, чтобы читатель составил общее представление о предмете исследования. Вторые отличаются большим количеством подробностей, но требуют времени для написания и прочтения.
Научная новизна
Авторы в своих статьях должны четко указать, в чем отличие их работы от аналогичных исследований в той же предметной области. Научная новизна – так называемое сердце всего исследования, его основной стержень. Если нет новизны, то ценность исследования теряется.
Некоторые авторы пытаются приурочить что-то известное к какому-либо новому поводу. Например, в статье к юбилею ученого приводилась его биография, однако научной новизной перечень биографических фактов из его жизни и деятельности не обладает. Соответственно, историко-биографический обзор не может считаться научным исследованием ввиду того, что перечень известных фактов в честь юбилея не имеет ничего нового по отношению к уже известному.
Рассмотрим другой случай. Итак, в статье на тему «интерактивный метод обучения в дистанционном образовании» автор приводит целый раздел с описанием научной новизны. Однако, внимательно изучив этот раздел, никак нельзя выяснить – что именно нового предлагает автор. Основная мысль, которая дается, – студентам всего лишь необходимо звонить по скайпу. Причем скайп – не новый, и не разработан автором статьи. Применить его, как техническое средство – можно, но в чем именно содержание методики его использования? В том, чтобы студенты самостоятельно разговаривали при пассивном участии преподавателя? Так они между собой могут поговорить, и по телефону, и по другим мессенджерам, и без участия преподавателя. То есть автор пытается сделать новую комбинацию известного (возможности телекоммуникации) и известного (возможности обучения), и выдать это за новую технологию обучения.
Хорошим примером научной новизны может быть следующее: «предложена модель готовности учащихся к получению профессионального образования, раскрыто содержание показателей (индикаторов состояния данной готовности), сформулированы критерии (признаки, на основании которых формируется оценка уровня развития показателей готовности), охарактеризованы педагогические условия, учитывающие специфику функционирования сельских школ, спроектирована система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования».
Как написать
Процесс написания научной статьи рекомендуется разбить его на несколько этапов:
- Подготовка и сбор информации.
- Составление чернового варианта.
- Корректировка.
Наиболее трудоемким этапом считается первый. На подготовку необходимых материалов обычно уходит до 70 % от общего времени. Нужно проанализировать литературу для описания актуальности и методов исследования, обработать имеющиеся экспериментальные и теоретические данные.
После того как вся необходимая информация собрана, следует перейти к написанию черновика. На этом этапе нужно простыми фразами изложить свои мысли, не обращая внимания на требования, предъявляемые к научным статьям. Перечитывать материал от начала до конца, вносить правки и структурировать его в соответствии с правилами следует на стадии корректировки.
Какой должна быть структура
Текст исследовательской работы состоит из нескольких обязательных блоков, расположенных в заданной последовательности
Рецензенты, которые принимают статьи в периодические издания, обращают на это внимание в первую очередь
Заголовок
Название статьи должно давать представление о ее теме и той проблеме, которую решил рассмотреть автор. Здесь не следует апеллировать к эмоциям читателей, задавать риторические вопросы и использовать двусмысленные формулировки.
Заголовок должен давать представление о теме.
Аннотация к статье
В этом разделе необходимо кратко, в 250-300 словах, пересказать содержание работы, чтобы потенциальный читатель составил представление о тексте, заинтересовался им и прочитал целиком. Правильно составленная аннотация сэкономит время, которое не будет потрачено на чтение ненужной информации, ведь из нескольких предложений должно быть понятно, что тема публикации не связана с научными интересами читающего.
Ключевики
4-5 слов, написанных по отдельности или в виде словосочетаний, нужны, чтобы обрисовать направление мысли автора. По ключевым словам ищут тексты сходной тематики через поисковые системы или по специализированным базам данных.
По ключевым словам статьи ищут похожие тексты.
Формулировка введения
В этом вступительном блоке очерчена актуальность и новизна исследования, перечислены его цели и задачи, применяемые в ходе работы методы, точки зрения других ученых.
Работа над основной частью
Здесь автор описывает изучаемый предмет и объект, излагает методику проведения и ход эксперимента, подводит теоретическую базу под высказанные предположения. Материал можно оформить в виде таблиц, диаграмм, графиков. При этом употребляются стандартные термины для выбранной отрасли науки, но введение новых понятий сопровождается развернутыми определениями. У основной части самый большой объем.
В основной части документа автор излагает методику проведения и ход эксперимента.
Выводы в заключении
Эта часть посвящена анализу: ученый устанавливает, получилось ли решить поставленные задачи, достичь сформулированной цели, подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. В завершение указывается практическая польза исследования. Размер заключения — не больше 1 печатного листа.
Перечень литературы
Автор перечисляет все упомянутые источники информации в пронумерованном списке использованной литературы. Перед отправкой статьи в журнал нужно проверить, соответствует ли оформление перечня требованиям издания. Интернет-ресурсы при этом приводятся в виде отдельного списка.
Третий тип
Для него актуален лозунг «ввести науку в общественные массы». У него очень благородная цель — популяризировать науку как явление. Научно-популярные статьи не имеют строгих правил к написанию. Термины, использующиеся в таких текстах, подробно объясняются простым, «человеческим» языком. Впрочем, даже публикация научных статей такого типа регламентируется своими нормативными документами. Кроме того, свои требования могут предъявить и журналы, в которых будет печать данных произведений.
Коротко можно подытожить, что научно-популярные статьи — связь научного мира с ненаучным.
Структура научной статьи
Научная статья состоит из следующих основных частей:
- название статьи (заголовок),
- аннотация,
- ключевые слова,
- введение,
- основная часть,
- заключение (выводы, анализ, обобщение, критика),
- список литературы.
В зависимости от требований журнала, к научной статье отдельно пишут список терминов и сокращений.
Аннотация
Краткая выжимка статьи. Большинство читателей могут не дойти до самой статью, но аннотацию прочитают. В ней должна быть отражена основная идея исследования, поднимаемые вопросы и пути их решения. Объем составляет до 300 слов. Аннотацию пишут в последнюю очередь, когда работа полностью готова.
Ключевые слова
Ключевые слова дают представление о тематики направления. Необходимо обозначить 4-5 слов. По ним в любой базе данных можно будет потом найти ваш текст.
Введение
Введение — часть статьи, в которой размещаются вводные данные. Тут необходимо указать: тему, актуальность, новизну исследования, используемые методы исследования, предмет и объект исследования, цель и задачи.
Основная часть
В основной части автор должен раскрыть заявленную тему. Тут он освещает взгляды ученых, рассматривает проблему с разных сторон, указывает на нынешнее состояние.
Также в основной части подробно описывается исследование, если автор проводит практические эксперимент. Описание должно быть простое и понятное, чтобы читатель мог повторить его и удостовериться в результате. В конце основной части автор описывает результаты исследования.
Заключение
В заключение автор подводит итоги. Он вновь описывает актуальность и новизну своей работы, а также указывает, была ли достигнута цель и решены задачи
Кратко описав полученные результаты, он делает по ним выводы и рассказывает и важности результатов для научного сообщества и их практическом применении
Список литературы
В списке литературы перечисляются источники информации, которые были использованы при написании статьи. Следует отметить, что в списке обязательно должны быть сочинения ученых, считающихся признанными специалистами в данной области.
Включаются труды, которые являются основополагающими в освещаемой теме. Если используется информация из интернет ресурсов, то перечисляются материалы, размещенные в сборниках, материалах конференций.
Пример тезисов научной статьи
Тезисы, которые пишутся к научной статье или конференции, являются одним из методов письменной коммуникации, принятой в научных кругах. Их задача побудить читателя прочесть предлагаемую статью, это своего рода реклама. Тезисы состоят из главных положений научной работы, которые представлены в виде утверждающего суждения либо перечисления явлений. Иными словами, это «выжимки» утверждений, выводов и положений, которые не только имеют логическую связь, но и аргументированно доказаны. Составление тезисов к статье схоже с процессом реферирования, в обоих случаях, после проведенного анализа текста, делают разбивку на смысловые фрагменты, выделяя их суть. При написании тезисов, так же, как и статьи, к которой они пишутся, придерживаются определенной структуры, требования, как правильно их оформить уточняют в издательстве.
Чем больше студентом будет написано научных статей, тем лучше будет их качество, но делая первые шаги на этом поприще, научиться правильному изложению исследованного материала можно изучая примеры коллег-ученых.