Что такое метафора и как её использовать в текстах: 5 живых примеров

Синекдоха и метонимия

Что такое метонимия?

Метонимия (др. гр. μετονυμία — переименование) — это вид тропа, когда существует логическая связь между двумя терминами, один заменяется другим. Например:

  • город громко встретил Новый год (т. е. жители, не сам город);
  • налить ещё одну чашку? — произошла замена напитка на посуду;
  • послушать Моцарта, почитать Пушкина, увидеть Айвазовского (их произведения, не их самих).

Разница между синекдохой и метонимией

И синекдоха, и метонимия выделяют связи между значениями. Иногда синекдоха считается видом метонимии, может называться количественной метонимией.

Однако в синекдохе одно понятие является частью чего-то другого целого / сущности. Метонимия — оборот речи, в котором одно слово заменяет другое, они связаны между собой, но одно понятие не является меньшей частью другого. Примеры:

  • «на пике карьеры» — синекдоха, «пик» используется как высшая точка карьеры и меньшая часть от «опыта работы», который и считается «целым»;
  • «куча работы» — метонимия, идея немного отличается, но связана с понятием «груды документов», т. е. они связаны по значению, но одно не является меньшим другого.

Узнайте больше про Метонимию.

Олицетворение и аллегория — в чем разница?

Иногда олицетворение путают с аллегорией — передачей абстрактного понятия с помощью конкретного образа (например, голубь — символ мира).

Однако олицетворение далеко не всегда подразумевает аллегорию. У Лермонтова читаем: «Горные вершины спят во тьме ночной». Поэт приписывает скалам способность спать, как живым существам, но явной аллегории здесь нет.

Бывает, однако, что писатель одновременно использует и олицетворение, и аллегорию: объект, награждаемый человеческими качествами, становится символом чего-то более значимого. Так, в лермонтовском стихотворении парус награждается человеческими качествами и становится аллегорией метущейся души.

Морской вид с парусом». Акварель М.Ю.Лермонтова

Что такое эпитет и сравнения, как их отличить от метафоры?

Эпитеты и сравнения – это еще два полезных художественных приема, делающих речь насыщенной и интересной.

Что такое эпитет

Эпитет – это яркое образное определение, которое подчеркивают какую-либо характерную черту объекта. К примеру, седой туман, бездонное озеро, золотые руки и т.п. В основном эпитеты выражаются прилагательными.

Посмотрите внимательно на четверостишье  А.К. Толстого, вы нашли в нем эпитеты? Посмотрите, как тонко и искусно он их использует.

«Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо, В полуденных лучах следы недавней стужи Дымятся. Теплый ветер повеял нам в лицо И морщит на полях синеющие лужи…»

Отличить эпитет от метафоры можно с помощью преобразования. Если выражение можно превратить в сравнительный оборот, то это метафора, а вот эпитет переделать нельзя.  К примеру, в стихотворении А. С. Пушкин «Пчела из кельи восковой летит за данью полевой» улей сравнивается с кельей, то есть мы можем сформулировать это следующим образом: улей, как келья из воска.

А вот посмотрите, как искусно вплетает эпитеты в свои стихи Марина Цветаева: «Льстивые ивы и травы поклонные, вольнолюбивого юношу — славьте». Эпитеты «льстивые» и «поклонные» превратить в сравнительный оборот никак не получится.

Что такое сравнение

Сравнение – это соотнесение одного с другим, непосредственное сравнение.

Глаза, как море синие…

Перепутать его с эпитетом или метафорой достаточно сложно.

  • В отличие от метафоры, в сравнении всегда  присутствуют два сравниваемых объекта или явления.
  • Также сравнение прямо указывает на сходство в чем-то разных предметов, а метафора — это более завуалированное, спрятанное сравнение.
  • Метафора основывается на переносном значении, сравнение же на прямом.
  • Сравнение можно узнать по характерным дополнительным словам «как», «словно», «точно», «как будто», а также «похожий», «напоминает», «подобно».

Желаю вам образных и красивых сочинений!

С любовью,

Людмила Поцепун.

Определение

мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «пере­нос», «пере­нос­ное зна­че­ние») — сло­во или выра­же­ние, упо­треб­ля­е­мое в пере­нос­ном зна­че­нии, в осно­ве кото­ро­го лежит срав­не­ние нена­зван­но­го пред­ме­та или явле­ния с каким-либо дру­гим на осно­ва­нии их обще­го при­зна­ка.

Чтобы появи­лась мета­фо­ра, сле­ду­ет най­ти точ­ки сопри­кос­но­ве­ния двух пред­ме­тов или явле­ний в чем-то, напри­мер:

  • озе­ро как зер­ка­ло — зер­ка­ло озе­ра;
  • руки как золо­то — золо­тые руки;
  • воло­сы как сереб­ро — сереб­ря­ные воло­сы.

Именно поэто­му мета­фо­ру счи­та­ют скры­тым срав­не­ни­ем, в кото­ром отоб­ра­жа­ют­ся как посто­ян­ные, так и вре­мен­ные, пре­хо­дя­щие, слу­чай­ные сход­ства пред­ме­тов.

Но в отли­чие от срав­не­ния мета­фо­ра выра­жа­ет усто­яв­ши­е­ся сход­ства пред­ме­тов.

Например, в осно­ве мета­фо­ри­че­ской свя­зи зна­че­ний суще­стви­тель­но­го «нос» лежит сход­ство пред­ме­тов по фор­ме и рас­по­ло­же­нию в про­стран­стве:

  1. часть лица чело­ве­ка, мор­ды живот­но­го;
  2. клюв пти­цы;
  3. высту­па­ю­щая часть чай­ни­ка, кув­ши­на;
  4. перед­няя часть ступ­ни, обу­ви и чул­ка;
  5. перед­няя часть мор­ско­го суд­на, само­лё­та и т.д.

На осно­ве внеш­не­го сход­ства полу­чи­ли оди­на­ко­вые наиме­но­ва­ния швей­ная и хирур­ги­че­ская игла, лист хвой­но­го дере­ва (игла сос­ны, ели, кед­ра) и игла неко­то­рых живот­ных (ежа, дикоб­ра­за).

Метафоричными явля­ют­ся свя­зи живот­ное — чело­век и отсю­да воз­ник­шие наиме­но­ва­ния людей в пере­нос­ном смыс­ле:баран, осёл, сви­нья, лиса, соро­ка, волк, мед­ведь, петух, вол.

Общность при­зна­ка дела­ют воз­мож­ным вот такие пере­но­сы при­зна­ка лица на пред­мет:

  • без­молв­ная жен­щи­на — без­молв­ная ули­ца;
  • дели­кат­ный чело­век — дели­кат­ный вопрос;
  • бой­кий маль­чик — бой­кий спор;
  • муд­рый ста­рик — муд­рое реше­ние;
  • любо­пыт­ная сосед­ка — любо­пыт­ный вопрос.

Перенос зна­че­ния одно­го сло­ва на дру­гой, то есть воз­ник­но­ве­ние мета­фо­ры, свя­зан с их сход­ством:

  1. подо­бие фор­мы:дам­ская шляп­ка — шляп­ка гвоз­дя, коп­на сена — коп­на волос;
  2. цве­то­вая бли­зость:янтар­ные бусы — янтар­ный блеск; золо­тое коль­цо — золо­тая листва;
  3. общ­ность функ­ции:двор­ни­ки рас­чи­сти­ли снег — авто­мо­биль­ные двор­ни­ки; горит све­ча — горит лам­поч­ка; сто­рож (охран­ник) — сто­рож (кухон­ное при­спо­соб­ле­ние, не даю­щее под­го­реть моло­ку);
  4. похо­жесть в рас­по­ло­же­нии:подош­ва обу­ви — подош­ва горы.

Примеры метафоры в стихах:

Улыбнулись сонные берёзки,Растрепали шёлковые косы.Шелестят зелёные серёжки,И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапиваОбрядилась ярким перламутромИ, качаясь, шепчет шаловливо:«С добрым утром!»«С добрым утром», С. А. Есенин

«Улыбнулись сонные берёзки» — в основе этой метафоры олицетворение.

Другое очень знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Белеет парус одинокий» является объектом споров: является ли парус метонимией или метафорой?

Если воспринимать парус как корабль, т.е. существует эпитет, таким образом поэт создал метафору. Если воспринимать парус как часть корабля, то он создал метонимию (одно понятие связано с другим и заменяет его).

Играют волны — ветер свищет,И мачта гнётся и скрыпит…Увы! он счастия не ищетИ не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой…А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой!»«Парус» (Белеет парус одинокий)», М. Ю. Лермонтов

В кино

Создатели фильмов любят использовать громкие названия, чтобы сразу привлечь к себе внимание зрителей. Просто приведем такие примеры:

  1. Горячие головы – сразу намек на нечто безбашенное;
  2. Человек дождя – герой не от мира сего.

В рекламе

Так как метафоры призваны усилить привычный образ и сделать его более запоминающимся, что, естественно, этот прием давно уже взяли на вооружение рекламщики. Они используют его для создания коротких, но запоминающихся слоганов.

Вот лишь несколько примеров метафор в рекламе:

  1. «Магия кофе» (кофеварки «De Longi»);
  2. «Революция цвета для губ» (помада «Ревлон»);
  3. «Разбуди вулкан удачи!» (сеть игровых автоматов);
  4. «Наш удар по ценам!» (магазины «Эльдорадо»);
  5. «На волне удовольствия» («Кока-Кола»);
  6. «Окунись в прохладу» («Lipton Ice Tea»).

В чем ценность метафоры

С помощью метафоры легко донести нужную информацию даже до неподготовленного читателя.

Например, если вы эксперт в какой-то теме и пытаетесь объяснить вашему читателю смысл технологии теми же словами и выражениями, которые используются среди специалистов, то вас просто не поймут.

Или бывает так, что слова понял, смысл не понял. Потому что это скучно. Информация воспринимается как сложная, придется напрягаться, чтобы её усвоить. Вы рискуете прослыть занудой. Человек будет отвлекаться и толком не слушать вас.

Ещё сложнее обстоит дело, когда вам надо донести до человека оттенки смысла давно привычных для него понятий. В это ловушку часто попадаются тренеры личностного роста, успеха, тайм-менеджмента и других “абстрактных” тем.

Читателю кажется, что он уже всё знает про личностный рост и тайм-менеджмент, и ничего нового об этом сказать невозможно. Всё что вы пишете, он воспринимает, как прописные истины и почти не вникает в смысл ваших слов.

Однако, достигнуть успеха у него пока не получается и хронические опоздания показывают, что с тайм-менеджментом дела обстоят тоже не очень гладко

Как достучаться до такого читателя? Как привлечь его внимание?. Вам поможет метафора

Упакуйте в метафору новые смыслы через известные и вы откроете внимание читателя к восприятию новой информации

Вам поможет метафора

Упакуйте в метафору новые смыслы через известные и вы откроете внимание читателя к восприятию новой информации

Вот как это происходит.

Всё, что чрезмерно сложно для восприятия, наш мозг автоматически определяет как “скучное” и старается не уделять этому внимание, если только нет серьезной причины для изучения, например, сессии на носу. Всё простое и известное наш мозг тоже наделяет ярлыком “скучно” и также автоматически не уделяет этому внимания, считая, что пользы для нас в этом нет

Всё простое и известное наш мозг тоже наделяет ярлыком “скучно” и также автоматически не уделяет этому внимания, считая, что пользы для нас в этом нет.

Чтобы вызвать любопытство у людей, надо подавать новое дозированно, и упаковав в яркую метафору. Тогда читателям будет интересно.

Что такое тропы и фигуры речи?

Троп, если коротко — это украшение текста. На сегодня есть 3 основных тропа, а все остальные производные: метафора, метонимия и синекдоха. Метафора — перенесение смысла с одного предмета на другой. Метонимия — метонимия основана на замене слов «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель класса вместо всего класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот и т. п.) Синекдоха — троп, стилистический приём, состоящий в том, что название общего переносится на частное («Вся школа высыпала на улицу»; «Россия проиграла Уэльсу: 0-3»)

Тем не менее, чаще всего мы используем метафору и ее производные: — сравнение — гиперболу — литоту — олицетворение

Миллионы людей пишут сегодня, но как же плохо мы используем богатство языка.

Отличие метафоры от олицетворения

1. Метафора воз­ни­ка­ет на осно­ве схо­же­сти в чем-либо одно­го нежи­во­го пред­ме­та с другим.

Олицетворение же, напро­тив, созда­ет­ся путем наде­ле­ния изна­чаль­но нежи­во­го пред­ме­та каче­ства­ми живо­го. Этот троп при­ме­ня­ет­ся в образ­ном опи­са­нии при­ро­ды с помо­щью при­да­ния ей чело­ве­че­ских свойств или дей­ствий, например:

А. А. Фет

2. Метафора — это нена­зван­ное срав­не­ние одно­го пред­ме­та с дру­гим. Этот троп не оформ­ля­ет­ся с помо­щью срав­ни­тель­ных сою­зов «точ­но», «как», «слов­но», «буд­то», но мета­фо­ру с их помо­щью мож­но лег­ко пре­вра­тить в срав­ни­тель­ный обо­рот:

  • камен­ное лицо — лицо застыв­шее, как камень;
  • сол­неч­ная улыб­ка — яркая улыб­ка, как солнце.

3. Метафора не ука­зы­ва­ет кон­крет­но на пред­мет, на осно­ве ассо­ци­а­тив­ных свя­зей с кото­рым воз­ни­ка­ет худо­же­ствен­ный образ.

Возникновение оли­це­тво­ре­ния все­гда понят­но и прозрачно:

  • небо сме­ет­ся — ребе­нок смеется;
  • буря воет — волк воет;
  • непо­го­да злит­ся — чело­век злится.

4. Метафора глу­бо­ка, мно­го­знач­на и слож­на по сво­ей струк­ту­ре. Часто содер­жа­ние мета­фо­ры пони­ма­ет­ся по-разному в зави­си­мо­сти от субъ­ек­тив­но­го под­хо­да к ней.

Олицетворение же однозначно.

А. А. Фет. Знакомке с юга.

Олицетворение может быть состав­ля­ю­щей частью мета­фо­ры. Например, чита­ем у поэтес­сы Анны Ахматовой:

Скачать ста­тью: PDF

Развитие метафорического интеллекта

Несмотря на то, что мы часто используем метафоры в речи, это не всегда гарантирует развитие метафорического мышления – ведь идиомы мы попросту запоминаем, а не создаем. Для того, чтобы расширить границы фантазии и научиться образному восприятию, возьмите на вооружение эти несложные упражнения.

Называйте предметы другими именами

Мы привыкли называть предметы именами существительными: чашка, табурет, пальто, бутылка, рюкзак. Попробуйте давать им новые имена, выраженные словосочетаниями, в которых не используется само название вещи.

Вместилище утренней бодрости (кофейная чашка);

Мой зимний кокон (пальто);

Твердая оболочка воды (бутылка).

Старайтесь давать предметам причудливые, но при этом понятные прозвища. Можете вовлечь в этот процесс друзей, превратив его в «угадайки»: вы называете придуманное метафорическое название, а друг угадывает, что вы имели в виду.

Объясняйте суть вопроса через ассоциации

Вы можете делать это в общении с друзьями, на работе или просто прокручивать упражнение в голове. Тут уже все зависит от того, насколько окружение готово к восприятию метафор и насколько такие конструкции уместны в тех или иных ситуациях.

«Мне нужно отремонтировать мотоцикл» — «Мне нужно подлечить железного коня».

«Я хотел бы сделать ремонт в квартире» — «Моему жилищу пора освежить имидж».

Ищите метафоры

Предыдущие два упражнения касались создания метафор, это же предполагает обратный процесс. Мы будем расшифровывать уже существующие сравнения в речи. Читая книги, просматривая фильмы и даже просто разговаривая, вдумывайтесь: какие словосочетания являются метафорами, по каким сходным свойствам они были образованы.

В боевиках часто можно услышать: «Я накормлю тебя свинцом!» Это метафора, и все мы прекрасно знаем, что она обозначает – угрозу пристрелить. Но почему накормлю? Потому, что после выстрела свинцовая пуля оказывается в человеке, как и еда после приема пищи.

Применяйте метафоры при запоминании

Это довольно распространенный способ запоминания имен, номеров телефонов и других важных блоков информации, основанный на сравнениях.

Мне не сразу удалось запомнить фамилию одного из моих любимых актеров Бенедикта Камбербэтча. Но в одной из статей на глаза попалась шутка о его фамилии: «Она звучит так, будто кто-то чихнул». С тех пор мне сразу же вспоминается Сова из мультфильма о Винни Пухе, и легендарный диалог:

— …чертополох…

— Будь здорова!

И сразу же всплывает в памяти фамилия актера.

Старайтесь почаще сравнивать новое с тем, что уже есть в вашей голове, и увидите, что информацию запоминать намного проще, чем может показаться.

***

Метафора развивает мышление: отыскивая аналогии, создавая неожиданные образы в разговорной речи, тренируя новые техники восприятия информации через ассоциативные образы, мы делаем свой интеллект более гибким. Если бы мы сравнили свой мозг со спортсменом, то сказали бы, что метафора развивает ловкость и скорость. Мысли и так быстрее света, а если придать им осмысленное ускорение… Охватите открывающиеся перспективы, и вы поймете, сколь огромные ресурсы скрыты в наших мозгах.

Зачем и когда использовать метафоры

Иносказания обогащают язык, речь становится яркой, образной, красивой. При этом используя метафору, человек может, как похвалить собеседника, так и оскорбить его. Примеры положительных метафор:

  • орел, не иначе (зоркий и сильный);
  • как Иван Сусанин (самоотверженный, умный и верный человек);
  • что солнышко ясное (о приветливом и красивом);
  • как тысячу богатырей (о сильном человеке);
  • что яблоневый цвет (настолько красивый).

В переносном смысле в негативном ключе слова могут использоваться следующим образом:

  • как мышь амбарная (о трусливом человеке);
  • как лис (хитер);
  • как заяц, овца (трусливы или глупы).

Метафоры нередко встречаются в поговорках:

  1. «В тихом омуте черти водятся». Когда так говорят, то пытаются намекнуть на то, что человек может скрывать истинный свой характер и мотивы поступков. У внешне спокойного человека внутри бурлят страсти, которые и не снились тому, кто на первый взгляд кажется слишком эмоциональным, а иногда даже и грубым.
  2. «В каждой бочке затычка». Так говорят о человеке, мечтающем быть в курсе всех дел, даже тех, которые его не касаются. Он вечно всем помогает, даже если его не просят.
  3. «Моя хата с краю». Так говорят, когда отрицают свою причастность к конкретному происшествию. Метафору может использовать свидетель чего-либо, например, сосед, невольно ставший участником чужого бытового конфликта.

Теории

Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых разных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и так далее.

Согласно классификации, предложенной Н. Д. Арутюновой, метафоры разделяются на

  1. Номинативные, состоящие в замене одного дескриптивного значения другим и служащие источником омонимии.
  2. Образные метафоры, служащие развитию фигуральных значений и синонимических средств языка.
  3. Когнитивные метафоры, возникающие в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса значения) и создающие полисемию.
  4. Генерализирующие метафоры (как конечный результат когнитивной метафоры), стирающие в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующие возникновение логической полисемии.

Мне снилась осень в полусвете стёкол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.
Но время шло, и старилось, и глохло,
И, поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стёкла
Кровавыми слезами сентября.

Борис Пастернак, 1928

Подробнее рассмотрим метафоры, способствующие созданию образов, или образные.

В широком смысле термин «образ» означает отражение в сознании внешнего мира. В художественном произведении образы — это воплощение мышления автора, его уникальное видение и яркое изображение картины мира. Создание яркого образа основано на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. Чтобы сопоставление предметов или явлений было неожиданным, они должны быть достаточно непохожими друг на друга, и иногда сходство может быть совсем незначительным, незаметным, давая пищу для размышлений, а может отсутствовать вовсе.

Границы и структура образа могут быть практически любыми: образ может передаваться словом, словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством, может занимать целую главу или охватывать композицию целого романа.

Однако существуют и другие взгляды на классификацию метафор. К примеру, Дж. Лакофф и М. Джонсон выделяют два типа метафор, рассматриваемых относительно времени и пространства: онтологические, то есть метафоры, позволяющие видеть события, действия, эмоции, идеи и т. д. как некую субстанцию (the mind is an entity, the mind is a fragile thing), и ориентированные, или ориентационные, то есть метафоры, не определяющие один концепт в терминах другого, но организующие всю систему концептов в отношении друг к другу (happy is up, sad is down; conscious is up, unconscious is down).

Джордж Лакофф в своей работе «The Contemporary Theory of Metaphor» говорит о способах создания метафоры и о составе данного средства художественной выразительности. Метафора, по теории Лакоффа, является прозаическим или поэтическим выражением, где слово (или несколько слов), являющееся концептом, используется в непрямом значении, чтобы выразить концепт, подобный данному. Лакофф пишет, что в прозаической или поэтической речи метафора лежит вне языка, в мысли, в воображении, ссылаясь на Майкла Редди, его работу «The Conduit Metaphor», в которой Редди подмечает, что метафора лежит в самом языке, в повседневной речи, а не только в поэзии или прозе. Также Редди утверждает, что «говорящий помещает идеи (объекты) в слова и отправляет их слушающему, который извлекает идеи/объекты из слов». Эта идея находит отражение и в исследовании Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живём». Метафорические понятия системны, «метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, то есть сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека».

Метафора часто рассматривается как один из способов точного отражения действительности в художественном плане. Однако И. Р. Гальперин говорит, что «это понятие точности весьма относительно. Именно метафора, создающая конкретный образ абстрактного понятия, даёт возможность разного толкования реальных сообщений».

Как только метафора была осознана, вычленена из ряда других языковых явлений и описана, сразу возник вопрос о её двоякой сущности: быть средством языка и поэтической фигурой. Первым, кто противопоставил поэтической метафоре языковую, был Ш. Балли, который показал всеобщую метафоричность языка.

Кузница метафор

Как мы видим, повседневная человеческая деятельность без метафор не обходится. Еще важнее правильно использовать этот троп в словесном творчестве, чтобы научиться писать красиво. Любители чтения, а тем паче сочинения, согласятся, что пара-тройка емких фраз освежает, ободряет текст, добавляет ему привлекательности.

Как же сотворить яркие метафоры, украшающие тексты?

По словам А. А. Потебни, «искусство есть деятельность», т. е. поэзия не отображает готовые, а творит новые идеи. Поэтому сложно специально сочинять метафору. Невозможно метафорой отразить существующее – его надо заново выдумать.

Нет, разумеется, описывая море, мы не выдумываем его – оно прекрасно существовало и до нас – мы просто каждый раз придумываем новый его образ. Уверена, для многих бальмонтовское сопоставление прибоя с пожаром, приведенное выше, было весьма неожиданным. Для меня – точно.

Как и в любом творчестве, нужен источник вдохновения. Это не только сама окружающая действительность, но и ее описание классиками и современниками. Больше читайте интересных текстов – и рука сама потянется сотворить нечто не хуже.

Очень хорошо, если вдохновляющее творчество будет разноплановым. Потому что восточная цветистость речи (Он свернул ковер нетерпения и уложил его в сундук ожидания. Л. Соловьев. Повесть о Ходже Насреддине) – это одно, есенинская природная образность – совсем другое, а выразительность современных авторов – третье. Механизм мышления, традиции и, следовательно, результат отличаются.

Из современников меня очень вдохновляет (как удобно, что далеко ходить не надо!) творчество моей бывшей одногруппницы Ольги Юрьевой.

Пусть это (пока еще) не признанный автор, но пожелаем ей успеха. А вообще учиться можно не только у великих. Многие художники создают шедевры по мотивам творчества своих детей.

Читая понравившийся текст, задумывайтесь над тем, как создана метафора. С чем сравнивается предмет? А с чем бы сравнили его вы? Попробуйте записать на листочке несколько ассоциаций. Впоследствии к списку можно вернуться, чтобы дополнить его или почерпнуть идею.

Если вам повезло найти творческое общество (хотя бы в лице одного друга), устройте мозговой штурм. Это помогает хорошо. Мои воспитанники из интерната в игре в ассоциации выдавали мне замечательные результаты.

Если собственно метафоры, т. е. скрытые сравнения, даются не очень легко, попробуйте придумать побольше «обычных» сравнений и трансформировать их в метафоры.

Возможно, поначалу ничего, на ваш взгляд, оригинального не получится. Как говорится, терпенье и труд все перетрут.

Все же, творя образ, достойный включения в текст, не забывайте, что до вас его могли сотворить другие. Очень часто в нашей поэзии глаза сравниваются с озерами:

Видеть глаз злато-карий омут… (С. Есенин)

В тех озерах — такая синь!

Горизонта теряется линия

В запределье хрустальных глубин. (Динислам Алтынгузин, современный поэт из Башкортостана)

И по запросу Яндекса найдется немало поэтических сопоставлений.

Есть даже рекомендации по составлению комплимента с этой метафорой.

Поэтому, как бы ни манила неисчерпаемая бездонность озерного образа, попробуйте переключиться на другие варианты:

Безнадежные карие вишни… (А. Вознесенский)

Или так: эти глаза напротив — калейдоскоп огней… (Т. Сашко)

В заключение – замечательное метафорическое пожелание всем творящим:

Учись, художник, у него,-

И если твой талант крупица,

Соделай с нею чудеса,

Взрасти безмерные леса

И сам, как сказочная птица,

Умчись высоко в небеса,

Где светит вольная зарница,

Где вечный облачный прибой

Бежит по бездне голубой. (К. Бальмонт)

Источник

Как отличить метафору от других стилистических средств языка?

Чтобы понять суть термина полностью, попытаюсь сравнить его с другими видами стилистического украшения речи.

Метафора и эпитет

Эпитет – это прием, «разукрашивающий» слова для передачи более полного описания предмета или события, а также для создания атмосферы происходящего. Отличить метафору от эпитета просто, первая должна подменять истинное значение слова, второй дополняет это значение. При этом эпитеты могут входить в состав метафоры, а метафора не может входить в состав эпитета.

Метафора и сравнение

Сравнение этих фигур может быть сложнее, так как обе используются в качестве подмены предмета другим для более яркого описания, однако отличить их легко при анализе. Сравнение дополняет одно прямое значение слова другим прямым значением слова с целью раскрытия сути значения явления или предмета. При использовании этой фигуры, в отличие от метафоры, речь будет содержать и прямое значение и дополняться сравнительным оборотом. Цель метафоры же полностью заменить прямое значение выражения или слова.

Метафора и олицетворения

Сказать, что олицетворение является частным случаем метафоры можно, но это не совсем так, ведь олицетворение не подменяет понятие, с целью углубиться в суть вопроса, а только наделяет живыми чертами неживые предметы и явления. Когда в речи происходит описание неживого предмета глаголами или существительными, свойственными только живому существу – это и называется олицетворение.

Метафора и гипербола

Гипербола – это количественная стилистическая единица речи. Она используется для истинного или ироничного увеличения предмета или явления для раскрытия эмоционального отношения автора к нему. В сравнении с метафорой, гиперболу также легко отличить за присутствие прямого значения объекта в предложении, где она используется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector