Мои лучшие годы позади…
Содержание:
- Как контролировать работу мозга?
- Упражнения для головного мозга для взрослых и детей дошкольников
- Превратитесь в исследователей
- Упражнения для развития правого полушария
- Продукты питания, которые должен есть ребенок для нормального развития мозга
- Мозг собирает «паззлы»
- Как развить мозг? Постоянно нагружать его!
- Практические упражнения
- Тренировка памяти и внимания
- На сколько можно развить свой мозг?
- В наш мозг встроен «детектор ошибок»
- Как работает наш мозг
- Учиться, учиться и еще раз учиться
- Три главные услуги головного мозга
- Иностранные языки
- Притча об умном человеке
- Ведите дневник или блог
- Лучшие упражнения для детей
- Несколько советов для повышения работоспособности мозга
- Позвольте себе разумное ничегонеделание
Как контролировать работу мозга?
Другой интересный факт – ваш мозг работает автоматически, и вы не осознаете и не контролируете его работу полностью. Мозг – это куча нейронных связей, без устали передающих импульсы, чтобы мы продолжали функционировать. Он собирает картинки, записывает данные и планирует. Мы даже теоретически не можем осознать, сколько процессов происходит у нас в головном мозге в единицу времени.
Каждая новая привычка, каждый закрепленный навык, каждый новый пул информации – это новые нейронные соединения, и поэтому мы буквально становимся тем, что мы делаем.
На этом принципе основаны некоторые частные правила, как «стимулировать» свой мозг. Одно из них можно сформулировать, как «выходить из зоны комфорта» – то есть, заниматься теми видами деятельности, которые для вас в новинку. Даже, если ваша работа связана с решением сложных, но однообразных задач, то вы можете тренировать свой мозг, разгадывая кроссворды или участвуя в соревнованиях по ориентированию.
Самое главное – ставить перед мозгом другие, не привычные ему, задачи.
Любая смена рутинного на новое – это стимулирующий фактор для мозга
. Вы можете начать чистить зубы левой рукой, использовать другой вид транспорта, чтобы добраться на работу, или совершать покупки в обратном порядке. Главное – сменить привычку и делать это постоянно.
Также интересный факт – это влияние установки и доминанты. Стоит о чем-то подумать, и вы встречаете это везде
Просто потому, что наше внимание приковывает то, что для нас важно, а другие стимулы игнорируются. Вот и получается, что все, о чем мы думаем, будто материализуется снаружи. Так что, если вы хотите жить в лучшем мире, стоит «подчистить свои мысли»
Так что, если вы хотите жить в лучшем мире, стоит «подчистить свои мысли».
Если вы хотите достичь чего-то конкретного (хотите, а не мечтаете), то продумайте свою цель как можно более подробно. Проанализируйте, какие ресурсы вам для этого необходимы, где их можно получить, чему требуется научиться, какая вам нужна помощь, что вы будете делать, когда ваше желание осуществится… Это – вполне популярная техника. Работает это просто: вы даете своему мозгу задачу «высматривать» в окружающем мире инструменты по реализации задуманного вами. И тогда вы начнете замечать то одно, то другое явление, которое вы вполне можете использовать для реализации своего плана. Не в том дело, что этих возможностей не было раньше, а в том, что вы будете их четче видеть.
Упражнения для головного мозга для взрослых и детей дошкольников
Психофизиологи много работают над созданием методик гармонизации и развития головного мозга.
Каждое полушарие отвечает за свою руку, поэтому музыканты и пианисты усовершенствуют оба полушарии головного мозга. Ведь они играют на музыкальных инструментах двумя руками, что помогает хорошо развить две половинки головного мозга.
Очень эффективны упражнения для головного мозга для взрослых и детей дошкольников, в которых задействованы две руки:
УПРАЖНЕНИЕ: Возьмитесь левой рукой за кончик носа, а правой за мочку левого уха. Затем опустите руки, и сделайте хлопок в ладоши. Поменяйте руки, и повторите упражнение
УПРАЖНЕНИЕ: Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу, и начинаете рисовать симметрично-зеркальные рисунки. Пусть они будут сначала простыми, например, буквы или цифры. Если обеими руками сложно это делать, придется сначала выполнять упражнение с каждой рукой по отдельности
УПРАЖНЕНИЕ: Возьмите лист бумаги обеими руками и помашите им, задействуя не только кисти, но и локти, и плечи
УПРАЖНЕНИЕ: Левую руку положите на правое плечо, поверните голову в эту сторону, сосредоточив взгляд на каком-либо предмете. Медленно поверните голову в сторону левого плеча, и взгляните через него. Повторите упражнение, переложив правую руку на левое плечо
УПРАЖНЕНИЕ: Поставьте руки на спинку стула — это опора. Отставьте одну ногу назад. Корпус пододвиньте вперед, сгибая другую ногу. Перенесите на нее вес тела. Чуть приподнимите пятку сзади стоящей ноги. Теперь плавно переместите весь вес на ногу, которая находится сзади. Ее пятку опустите, а носок другой ноги приподнимите. Повторите 5 раз, затем смените ноги.
УПРАЖНЕНИЕ: Напишите на бумаге слова разными цветами. Максимально быстро повторяйте их, и без запинки
В развитии мозга помогают шахматы, шашки, головоломки, кубик Рубика, ребусы и кроссворды.
Развивающие игрушки
На современном рынке представлено неимоверное количество игрушек и развлечений для ребенка. Но для обеспечения хорошей работы мозга у детей родители должны быть избирательными и обращать больше внимания на творческие развивающие игрушки.
Игра с правильными игрушками помогает ребенку развивать речь, ум, общение, эмоциональный контроль. Творческие игрушки не должны быть дорогими. Оптимально, если в их основе простой и безопасный механизм, который дает свободу воображению и стимулирует фантазию ребенка.
Слушание музыки с раннего возраста
Спокойная классическая музыка обладает удивительными свойствами и положительно влияет на мозг ребенка. С ней желательно знакомить будущего малыша еще в период беременности, чтобы он мог слышать мелодичные звуки в утробе. Это способствует формированию когнитивных функций и общему развитию. Красивые, приятные слуху мелодии приводят к высвобождению дофамина, что стимулирует мотивацию продолжать обучение. Вот почему музыка способна облегчить учебный процесс и помочь детям усваивать материал.
Ранний возраст ребенка — хорошее время для начала обучения музыке. Это положительно влияет на развитие мозга, тренирует интуитивное мышление, внимательность, расширяет кругозор. Родители, которые отдают детей в музыкальную школу до 7 лет, отмечают, что у их малышей в течение года улучшилась память и способность к обучению в дошкольных и школьных учреждениях. Научные исследования подтвердили, что раннее музыкальное образование укрепляет связи между левым и правым полушариями головного мозга, улучшая умственные способности ребенка.
Независимо от того, насколько заняты родители, нельзя допускать, чтобы дети подолгу сидели перед телевизором, компьютером или мобильным телефоном. Большинство педиатров не рекомендует просмотр телепередач ребенку до двух лет. От этого может пострадать мозг ребенка и его интеллектуальные способности. Детям старше двух лет достаточно проводить у экрана не более пары часов в день. В противном случае заметно ухудшается успеваемость, поведение, сон, мотивация к учебе, творчеству и стремления к победам. Взамен могут усилиться тяга к насилию, увеличиться лишний вес, капризы.
Помимо этого длительное времяпрепровождение за телеэкраном способствует постепенному отдалению ребенка от родителей
Он перестанет доверять взрослым, будет меньше общаться с ними, не обращать внимание на их просьбы и не ценить своих родных. Ученые отметили, что у детей, которые до трех лет много времени проводили у экрана или играли в телефон, мозг хуже развивался, что отразилось на более низкой их успеваемости в школе
Превратитесь в исследователей
Если вы никогда не покинете свои четыре стены, будете
ходить в привычные места, общаться с одними и теми же людьми, вам будет трудно
взглянуть на вещи и окружающий мир с несколько иной точки зрения.
Интеллигентные люди пытаются делать разные вещи,
находиться в разных местах и вступать в контакт с людьми,
представляющими другое мировоззрение, потому что
благодаря этому они развивают гибкость своего ума. Если вы общаетесь
только с русскими, то узнаете только их взгляды на мир, способы решения проблем
или стиль, в котором они принимают решения. И представьте, насколько вы
были бы богаче, если бы говорили с французами, канадцами, японцами, англичанами
или китайцами. Сколько культур, столько и способов мышления.
Упражнения для развития правого полушария
Если хотите развить творческий подход и расширить кругозор, то необходимо развивать правое полушарие. Существуют различные способы.
Рисуйте
Выражайте собственные эмоции при помощи рисунков. Если сложно в начале нарисовать что-то от руки или срисовывать не получается, то тогда распечатайте раскраски. Существуют специальные антистресс раскраски, предназначенные для взрослых людей. Также можно рисовать картины по номерам. Затем можете переходить к более сложным техникам.
Читайте художественную литературу с выражением
Пробуйте играть со своим голосом. Представьте себя актером. Можете встать у зеркала и сыграть целый актерский этюд. Если боитесь выглядеть глупо, то проделайте данную практику в одиночестве. Чтобы расслабиться, попробуйте для начала взять какой-нибудь смешной монолог, в котором можно посмеяться и подурачиться. Такое задание раскрепощает и делает более свободным.
Мечтайте и придумывайте небылицы
Просто закройте глаза и позвольте вашим мыслям придумывать самые невероятные вещи. Здесь не нужна логика, важна фантазия. Совмещайте то, что не может быть единым целым. Придумывайте необычные обстоятельства, диалоги. Это поможет приблизиться к нестандартному мышлению.
Продукты питания, которые должен есть ребенок для нормального развития мозга
Какие продукты стоит давать детям, чтобы переносить большие умственные нагрузки и повышать внимательность?
Оказывается, «пища для ума» вовсе не книги, а продукты богатые «умными» элементами:
- Продукты богатые витамином С, также шпинат, шоколад и квашенная капуста;
- Клюква — известна как большой источник антиоксидантов, поддерживает работу сосудов;
- Черника — «омолаживающая» ягода, борется со старением и помогает усваивать информацию в любом возрасте. Черника поддерживает и улучшает зрение;
Правильное питание детей
- Малина и ежевика — обладает теми же свойствами, что черника;
- Свекла — способствует улучшению настроения, сосредоточенности и общего физического состояния;
- Капуста — профилактический продукт от болезни Альцгеймера;
- Рыба — улучшает работу всех функций мозга;
- Курага — богатый железом продукт. Железо отвечает за работу левого полушария.
Мозг собирает «паззлы»
Знаете ли вы, при каких условиях мозг «впадает в сон»? Это случается, когда резко уменьшается поток внешних сигналов. Энергетический блок как бы интегрирует обмен веществ в организме и поступающие в него внешние сигналы. И если нет сигналов, то нет тонуса.
Но вот в мозг поступают сигналы о предметах вокруг. Мозг улавливает:
- цвет,
- форму,
- расстояние,
- размер,
но пока еще только как неясные размытые образы. Чтобы их распознать, необходимо пропустить эти сигналы на принципиально иной уровень, или иначе, из «первичной зрительной коры» они должны попасть во «вторичную зрительную кору».
Электрод, прикоснувшийся к первичной коре, вызовет у человека лишь вспышки образов – искры, линии, круги, молнии… А прикоснувшись к вторичной коре, он породит вполне узнаваемые картины – лица, предметы и даже целые сюжеты.
Не все образы, фиксированные первичной корой, перерабатываются человеком до уровня, на котором их можно распознать. Не с этим ли связан феномен интуиции? Мы не можем внятно объяснить своих предчувствий и размытых предвидений, но при этом отдаем себе отчет, что они несут в себе для нас какую-то важную информацию.
Совет 3
Развивайте образное мышление! Научитесь оперировать образами-картинками, получившим в психологии название «представлений». Помогите своему мозгу в полной мере использовать скрытые ресурсы вторичной зрительной коры.
Основую работу, связанную с
- узнаванием картины мира,
- называнием предметов (а, следовательно, с речью),
- синтезом целостной модели из отдельных разрозненных «паззлов»
выполняет «третичная зрительная кора». Это ее заслуга, что наш мозг строит для нас целостный образ окружающего мира, где мы
- видим, как размещены и связаны друг с другом разные объекты,
- можем отслеживать их перемещение,
- определяем их местоположение и сравниваем друг с другом.
А главное – мы можем давать предметам названия и, таким образом, транслировать друг другу свои персональные картины мира. Отрывая слово от предмета, который оно обозначает, мы формируем абстрактные слова, слова-понятия.
Мы слышим слово «яблоко», и каждому из нас понятно, о каком предмете идет речь. Но, если заглянуть в модели мира разных людей, то мы обнаружим, что каждый увидел «свое» яблоко:
- побольше или поменьше,
- зеленое или красное,
- «антоновку» или «ранет»…
Чем сильнее слово привязано к образу, тем, увы, ниже уровень понятийного мышления, тем труднее даются абстрактные суждения. Такие, например, как решение сложных математических уравнений.
Совет 4
Развивайте свой понятийный аппарат и тренируйте свое абстрактное мышление! Вы теперь знаете, что это функция совершенно другой зоны мозга. Вторичная и третичная кора несут каждая свою нагрузку, поэтому развитие одной, отнюдь, не гарантирует успешного развития другой.
Речь нужна человеку не только для того, чтобы обмениваться информацией с другими людьми. Разговаривать, слушать, получать новые сведения от других, самому выражать свою позицию – это лишь видимая часть того, что обеспечивает нам наша речь.
Третичная кора и два важнейших мозговых центра – двигательный центр речи Брока и сенсорный центр речи Вернике – делают для нас значительно более важную работу. Они помогают нам думать! Именно слова организуют наш внутренний мир. Это ими мы описываем в мозгу все, что воспринимаем. Внешний мир – материален и независим от нашего мировосприятия, а внутренний мы выстраиваем для себя сами. И чем больше средств для этого имеется в нашем распоряжении, тем точнее, детальнее, подробнее, будет модель мира, созданная нашим мозгом.
Вы ведь не хотите без конца повторять любимую фразу не очень успешных студентов «Я как собака: все понимаю, а сказать не могу»?
Тогда обратите внимание на следующую особенность устройства мозга: за восприятие речи и за проговаривание отвечают разные мозговые центры. Они даже отстоят друг от друга в некотором отдалении: двигательный — в затылочной зоне, а сенсорный (воспринимающий речь) в височной
Читая, слушая и внимая, вы загружаете, а значит, тренируете только центр восприятия речи. И далеко не факт, что вы сможете потом легко воспроизвести прочитанное и услышанное. Рассуждение типа «Если я это узнал, то я смогу про это рассказать» — не более, чем распространенная иллюзия. Двигательный центр речи, все это время не задействованный, не встрепенется вот так, ни с того, ни с сего, и не поможет вам ярко и красочно пересказать то, что вы знаете.
Совет 5
Хотите легко воспроизводить новый для вас материал, изобилующий малознакомыми научными терминами и трудными для вас выражениями, возьмите за практику обязательно пересказывать прочитанное и услышанное!
Как развить мозг? Постоянно нагружать его!
<?php if ( ! is_single ( array(883, 15772, 33900, 37506) ) ) { ?><?php } ?>
Я не случайно частенько в своих статьях повторяю вам: не ленитесь, ежедневно кормите свои мозги полезной информацией, перед сном не в соцсетях лазайте, а книги читайте, постоянно узнавайте что-то новое.
Так незаметно для себя можно развивать свой мозг.
Нарастить мышцы и довести свое тело до идеального состояния можно лишь благодаря комплексным нагрузкам.
С мозгом то же самое.
От прочтения полезной статьи или просмотра развивающего видео раз в месяц толку будет мало.
Развивать таким образом ничего не выйдет.
А вот если у вас появится привычка ежедневно это делать, да выполнять специальные упражнения, да еще и прислушиваться к советам психологов по поводу того, что помогает развивать мозг, то уже через полгода вы увидите, насколько улучшились ваши умственные способности.
Ну, вот вам простой книжный пример того, как регулярные нагрузки помогают развивать мозг.
Герой книги «Цитадель» современного украинского автора не давал своему мозгу расслабиться, постоянно собирая кубик-рубик.
Его привычка (точнее умственные способности, которые он улучшил благодаря ей) поначалу страшно выводила друзей, но очень помогла им, когда они попали в серьезную переделку.
Да, пусть я привела вам пример из книги и сослалась на выдуманного автором персонажа, но способ, благодаря которому он старался развивать мозг, вполне реальный.
Столь же эффективны для этого дела ребусы, головоломки, кроссворды, сканворды и т.д.
Практические упражнения
Методики и упражнения, как развить мозг, преследуют целью активизацию работы нейронов и их функциональных групп. Любые задачи для развития мозга связаны с активизацией мышления, внимания, речевых центров. без интеллектуальных нагрузок так же, как мышцы становятся хилыми и вялыми без физических упражнений.
Люди с натренированной памятью подсознательно связывают информацию с хранящимися воспоминаниями, что позволяет сравнивать ее с уже имеющимися сведениями и делать объективные, основательные выводы. Накопление опыта происходит на фоне его постоянного использования, что ассоциируется с повышением эффективности мышления. Популярные упражнения:
- Зеркальное рисование. Выведение одинаковых предметов или половин одного предмета разными руками одновременно. Начинают с простых фигур – петель, квадратов, кругов.
- Восстановление зрительных образов по памяти. Мысленно восстанавливают в памяти внешность человека с мельчайшими подробностями. Усложняя задачу, вспоминают тон голоса, аромат парфюма, которым он пользуется.
- Случайные слова. Выбрав наугад несколько, не связанных по смыслу слов, составляют содержательный рассказ с соблюдением логической последовательности событий.
- Нейробика. Предполагает выполнение привычных действий необычным способом. Например, передвигаясь по дому, закрывают глаза, когда пишут, держат ручку левой рукой (левши – правой). В рамках нейробики учатся различать малейшие оттенки запахов, с закрытыми глазами определяя вид цветка или название духов. Или определяют предмет на ощупь, например, номинал монеты.
- Алфавит. Пишут на листке буквы алфавита. Перед каждой буквой в произвольном порядке ставят литеру «Л», «П» или «О». Отчетливо произносят буквы алфавита, параллельно поднимая правую, левую или обе руки в зависимости от рядом стоящей литеры.
- Эмоциональный интеллект. Отработка навыков понимания своих эмоций и распознавания эмоций других людей.
- Нестандартные ответы. Услышав банальные вопросы, придумывают необычные ответы. Например, на вопрос о том, как обстоят дела, отвечают остроумной фразой.
Натренированный человек способен в считанные секунды справиться с такими задачами, как счет многозначных чисел в уме, запоминание большого объема текстовой информации
Индивид, который занимается саморазвитием, замечает незначительные детали, концентрирует внимание на ключевых моментах, свободно ориентируется в потоках информации, быстро анализирует ситуацию и планирует действия
Упражнения, которые лучше всего развивают мозг – арифметические задачи, чтение, письмо, т.е. обычные учебно-образовательные приемы и навыки, что связано с активизацией, стимуляцией деятельности отдельных нейронов и нейрональных групп.
Просмотров: 254
Тренировка памяти и внимания
Умение концентрироваться и удерживать внимание очень важно для развития памяти. Ведь именно так воспоминания переносятся из краткосрочной памяти в долгосрочную.
Начать стоит с того, чтобы максимально концентрировать внимание на одном виде деятельности
Когда работаете над какой-либо задачей, не отвлекайтесь на другие дела или соцсети.
Начать стоит с того, чтобы максимально концентрировать внимание на одном виде деятельности. Когда работаете над какой-либо задачей, не отвлекайтесь на другие дела или соцсети. . Также можно выполнять упражнения, которые помогут развить как внимание, так и память
Для этого хорошо подходят упражнения для скорочтения. Например, таблицы Шульте. Их суть – последовательно находить числа за как можно меньшее количество времени. Когда вы ищете числа в таблице, зрение сразу фиксирует несколько ячеек. Таким образом вы запоминаете место нахождения не только нужной ячейки, но и ячеек с другими числами. Таблицы тренируют периферийное зрение, внимание и наблюдательность
Также можно выполнять упражнения, которые помогут развить как внимание, так и память. Для этого хорошо подходят упражнения для скорочтения
Например, таблицы Шульте. Их суть – последовательно находить числа за как можно меньшее количество времени. Когда вы ищете числа в таблице, зрение сразу фиксирует несколько ячеек. Таким образом вы запоминаете место нахождения не только нужной ячейки, но и ячеек с другими числами. Таблицы тренируют периферийное зрение, внимание и наблюдательность.
Также подойдет тест Струпа. Он хорошо тренирует как зрительную память, так и внимательность. Его суть заключается в том, чтобы назвать вслух цвет слов как можно быстрее. Главная ошибка – соблазн прочитать само слово, а не цвет, которым оно написано. Если вы ошибаетесь, надо назвать цвет еще раз.
На сколько можно развить свой мозг?
Всегда удивлялась людям, которые в точности запоминали огромное количество цифр, ячеек, фактов и еще кучу всего. Это какие-то прям небожители, думала я. Но каким же было мое удивление, когда собственная дочь в 3 года стала выдавать разные факты из жизни, цифры, стихи напамять и без умолку! И это всего-то несколько месяцев детской игры “Отгадай-ка” (угадывать по памяти расположение картинок).
Как говорят исследователи человеческого главного компьютера, прокачать мозг при желании может каждый. Вспомните историю Нелсона Деллиса – четырехкратного победителя чемпионатов США по запоминанию. Он утверждает, что его память была просто ужасной, когда он принял решение ее тренировать. И, вуаля, призер чемпионата!
Получается, развить свой мозг можно на сколько угодно! Все зависит от того, какая задача перед вами стоит. Например, если нужно быстро запоминать, усердно развивайте память
А если для вас важно максимально концентрироваться на работе, усиленно развивайте внимание
Поэтому запомните главное: тренировать мозг можно и нужно и таким тренировкам нет предела, как нет предела вашему совершенству!
В наш мозг встроен «детектор ошибок»
Предположение о том, что в человеческом мозге существует некий регистратор ошибок, одной из первых сделала академик Наталья Бехтерева. Вместе с коллегами ученый лечила пациентов с болезнью Паркинсона с помощью вживленных в мозг электродов. Во время таких сеансов людям предлагалось выполнить различные задания и проверяли реакцию разных участков мозга. Ученые заметили интересную закономерность: при любой ошибке в определенных точках мозга возникала одна и та же реакция мозга. В нашем мозге существуют популяции клеток, расположенные в разных зонах, и они реагируют именно на ошибки. Большинство людей об этом механизме и не подозревают, не замечают, как он работает (нельзя же, например, постоянно фиксировать каждый вдох и выдох, каждое движение тела). Чем старше и опытнее мы становимся, тем больше информации накапливается в «детекторе ошибок».
Как работает наш мозг
Мозг определяет наше мышление, отвечает за память, самосознание и любые чувства. Де-факто он создает того, кем мы себя ощущаем. Полушария мозга связаны между собой мозолистым веществом, которое необходимо для передачи информации. При этом их «специализации» различаются. Левое полушарие создает способность мыслить логически, правое же определяет чувственное восприятие и генерирует нашу способность к творчеству.
Мозг синтезирует получаемую информацию, накладывает ее на накопленный опыт памяти и помогает нам мыслить нестандартно, рождает способность к творчеству, воображению, поиску гениальных решений. Если рассматривать животный мир нашей планеты, то можно сделать логичный вывод: человеческий мозг обладает наибольшим числом нейронных связей.
Мышление можно и нужно развивать, используя эффективные тренировки и обеспечивая достойные условия совершенствования. Не все упражнения будут полезны, далеко не всегда у вас появится шанс стать гениальным. Однако прогрессировать день ото дня более чем реально.
Учиться, учиться и еще раз учиться
Цифровые технологии упрощают нам жизнь, а прогресс диктует свои правила. Незачем заставлять себя придерживаться «старых правил», когда есть возможность развивать мозг по-новому. Многолетние исследования нейропсихологов подарили нам массу методик укрепления мозга. Викиум адаптировал эти научные знания и воплотил в онлайн-тренажеры. Выполненные в игровой форме, они просты и понятны, но при этом крайне ценны
Чтобы поддерживать высокий тонус мозга, важно развивать его базовые функции — мышление, восприятие, внимание, память. Именно на тренировку этих функций направлены задания. Запатентованная программа выстраивает персональную тренировку так, чтобы развитие происходило комплексно, создавая крепкий фундамент вашей ежедневной продуктивности
Укрепляйте мозг вместе с Викиум!
Запатентованная программа выстраивает персональную тренировку так, чтобы развитие происходило комплексно, создавая крепкий фундамент вашей ежедневной продуктивности. Укрепляйте мозг вместе с Викиум!
Три главные услуги головного мозга
Если объединить все, что старательно проделывает для нас наш головной мозг, то мы получим 3 основных его поля деятельности:
- поддержание энергетического тонуса – регулирование обмена веществ, работы желез внутренней секреции, обеспечение роста и развития;
- прием, переработка и хранение информации, поступающей из внешнего мира;
- программирование, регуляция и контроль деятельности человека.
Все это очень сильно напоминает работу сложного компьютера. Действительно, человеческий мозг, его особенности и возможности воспроизводят все закономерности сложного управления информационными потоками. Или это компьютеры создаются по образу и подобию головного мозга?
Взять хотя бы энергетический блок. Он даже и на мозговую структуру-то, строго говоря, не очень походит – рыхлый, даже жидковатый, расположен где-то совсем глубоко внутри. Но в целом – это, пожалуй, самая древняя часть мозга, локализованная в гипоталамусе.
Без нее мозг лишается своей энергетической подпитки, а тонус всех мозговых процессов снижается до неработоспособного уровня.
Целый ряд причин неудовлетворительной работы мозга, таким образом, связан с тем, что в разных контекстах называют по-разному, например:
- нарушение обмена веществ в организме;
- расстройства жирового обмена;
- нарушение работы гипофиза,
- заболевания эндокринных желез.
У всех на слуху фраза «всплеск адреналина» — это как раз и есть тот случай, когда гормон, известный под названием адреналин, выбрасывается в кровь надпочечниками, которые его производят. Результат – мощный эмоциональный всплеск, фактически взрыв эмоций! Именно так реагирует энергетический блок мозга на гормональный сдвиг.
Совет 2
Итак, качество первой услуги нашего мозга напрямую связано со здоровьем нашего организма. Так что помогать своему мозгу означает, в том числе, и следить за своим обменом веществом и работой желез внутренней секреции, обеспечивая и поддерживая здоровое функционирование соответствующих органов.
Иностранные языки
Мы учим иностранные языки, чтобы преуспеть в карьере,
уехать в другую страну или просто потому, что нам нравится этот язык и культура
его носителей. Между тем изучение языков несет в себе огромную пользу для
развития нашего мозга.
Любая информация, поступающая в мозг извне в любую минуту его активности, модифицирует нейронные связи. Сознание взрослого человека, владеющего двумя или несколькими языками, никогда не будет равнозначно сознанию человека, говорящего только на одном языке – монолингва.
Знание иностранного языка влияет на широту мышления,
существенно расширяет кругозор.
Притча об умном человеке
Однажды Ученик пришёл к Учителю и спросил: — Учитель, чем умный человек отличается от глупца?Было тихое солнечное утро, Учитель пил зелёный чай и предавался размышлениям о сути вечности. Однако ради Ученика он отставил пиалу с недопитым чаем, прекратил свои размышления, встал и повёл Ученика за собой. Учитель привёл Ученика к горе, к тому её склону, где недавно был небольшой обвал, и у подножия горы лежали камни разной величины. И Учитель сказал Ученику, чтобы тот отнёс все камни на вершину горы. Камней было много, и Ученик таскал их целый день, а Учитель сидел в тени дерева и читал труд великого философа. Ученик очень устал, но к закату он наконец перетаскал все камни. Он подошёл к Учителю, полный гордости за выполненную работу и спросил: — Учитель, теперь я могу узнать ответ на свой вопрос? — Нет, ты ещё не готов. — А зачем надо было таскать все эти камни? – возроптал Ученик. — Вот, — поднял Учитель указательный палец, — Умный человек задал бы этот вопрос до того, как начал их таскать.
Ведите дневник или блог
Еще одна полезная для мозга привычка – делать записи о том, что происходит с вами ежедневно, как во внешнем мире, так и во внутреннем.
Вот всего несколько преимуществ этой практики:
- Помогает сохранить в памяти важные моменты;
- Позволяет спокойно и последовательно проанализировать свое поведение;
- Обладает психотерапевтическим эффектом;
- Развивает креативность;
- Помогает планировать и расставлять приоритеты.
Многочисленные исследования показали, что ведение дневника помогает людям лучше справляться со стрессовыми событиями, снимает беспокойство и даже повышает активность иммунных клеток.
Вот что об этом говорит невролог и преподаватель Джуди Уиллис: “Практика письма может повысить активность мозга, обработку, сохранение и извлечение информации… это способствует фокусировке внимания… улучшает долгосрочную память, дает мозгу время для рефлексии.”
5
Лучшие упражнения для детей
Гимнастика для мозга необходима для развития интеллектуальных способностей детей. Существуют специальные упражнения для этого.
Синхронный рисунок. Нужно одновременно обеими руками нарисовать одно и то же изображение. Одновременное взаимодействие обеих рук синхронизирует мозговые связи между нейронами полушарий. Это помогает улучшить мелкую моторику и развить образное мышление.
Упражнение «Кулак – ребро – ладонь». Выполнение похожих действий двумя руками одновременно. Например, сжать кулак, поставить руку ребром на стол, а затем ладонью вниз. Повторять несколько раз, сначала попеременно, затем обеими руками одновременно
Это улучшает мыслительные процессы, развивает внимание и концентрацию.
Восьмерки. Нужно мысленно рисовать перед собой восьмерки, начиная от центра по часовой стрелке, затем против часовой
Это упражнение полезно и для глаз при усталости. Оно помогает расслабиться, подготовиться к восприятию зрительной информации и в то же время активирует нейроны.
Слон. Упражнение изображает слона, рисующего хоботом восьмерки. Выполняется стоя, со слегка согнутыми в коленях ногами и наклоненной к плечу головой. Руку вытягивают вперед и рисуют ею восьмерки, затем делают то же упражнение другой. Запускает мыслительные процессы, активизирует творческое мышление.
Кнопки мозга. Стоя массировать одной рукой область возле пупка, а другой – углубление под ключицей. Помогает проснуться, подготавливает мозг к усвоению информации, уравновешивает вестибулярный аппарат.
Нейрогимнастика очень проста и доступна – упражнения можно выполнять в любое время, выделяя на это хотя бы несколько минут. Но если вы хотите подойти к развитию ребенка еще серьезнее, запишите его на занятия ментальной арифметике. Они направлены как раз на активизацию и синхронизацию правого и левого полушарий мозга, повышают интеллектуальный уровень ребенка и улучшают его умственные способности.
Несколько советов для повышения работоспособности мозга
1.Полноценный сон – залог бодрости и улучшения познавательных способностей. рекомендуется спать не менее 7 часов
Важно, что мозг активен неравномерно в течение дня. Максимальная активность приходится на два периода: два часа после пробуждения и днем в промежутке от 14 до 18 часов
В случае, если в другие часы наблюдается сонливость, можно выпить чашку кофе и отдохнуть в течение 15 минут.
2.Питание. Самый лучший вариант – не перегружая желудок, понемногу питаться в течение дня. Переваривание пищи вызывает отток крови к желудку. Питаясь неравномерно (то поглощая большой объём пищи, то голодая), мы получаем нежелательный результат: то вялость и сонливость, когда все силы уходят на переваривание, то упадок сил от недостаточного питания мозга необходимыми для его работы веществами.
Продукты-помощники, повышающие работоспособность мозга:
Вода, около 2 литров в день.
Полиненасыщенные жирные кислоты Омега-3. Их источник – рыбий жир, жирная морская рыба; рапсовое, соевое и льняное масла; нежареные орехи (5-7шт в день).
Сложные углеводы. Эта пища должна составлять основу питания: именно она даёт нам львиную долю энергии (до 60%).
Белки
Обратите особое внимание на морепродукты и рыбу. Но птицу, бобовые, орехи и мясо тоже никто не отменял.
3.Обучение. Развитие мозга зависит от количества нейронных соединений и от скорости, с которой передаются генерируемые нейронами импульсы. Слабоумие грозит нам при потере большей части нейронов, и наоборот: чем масштабнее нейронная сеть, тем лучше мы от него защищены. Для увеличения нейронных сетей необходимо обучение. Помимо новых знаний и занятий по интересам, в качестве тренировки для мозга с успехом можно использовать игры для развития мозга. Этой цели служат, например, игровые тренажёры Битрейники. Игры для развития мозга увлекательны, занимают всего 15 минут в день, дают возможность стимулировать свои достижения в турнирах, наблюдать статистику успехов. Они предполагают также награды и поощрения, а это тоже неплохая мотивация, ведь кто такие взрослые, если не большие дети?! Хороши также путешествия, чтение, творчество, изучение языков и многое другое
Важно, чтобы занятие учило новому и приносило удовольствие
4.Обстановка:
- Порядок на столе = порядок в голове.
- Доступ свежего воздуха – необходимость, а не прихоть.
- Тишина и комфорт – весомые предпосылки продуктивной работы.
5.Физическая активность. Она бодрит, снимает зажимы духовные и телесные, поднимает настроение, согревает, обеспечивает улучшение обменных процессов и питание головного мозга.
6.Лекарственные препараты – о них мы подробнее поговорим в следующей статье. Но если назвать один, успокаивающий и одновременно улучшающий работу мозга, к тому же отпускаемый без рецепта, то это – глицин.
Позвольте себе разумное ничегонеделание
Чрезмерная занятость может быть контрпродуктивной. Иногда нам нужно переключиться и позволить себе какое-то время ничего не делать. Вообще ничего. На самом деле, мы редко практикуем ничегонеделание. Даже если вы не выполняете свои прямые обязанности, то наверняка зависаете в сети, пьете кофе или общаетесь с кем-нибудь. Вы в любом случае что-то делаете и нагружаете свой мозг. Вы просто безрезультатно проживаете время.
Между тем, осознанное ничегонеделание может принести куда больше пользы
Это хороший способ переориентировать свое сознание и помочь себе обратить внимание на текущий момент. Время, проведенное в максимальной тишине и одиночестве, может улучшить ваше внимание, продуктивность и творчество
Наука также подтверждает, что молчание и покой могут принести немало пользы для вашего мозга. Исследование, проведенное нейробиологом из Университета Дьюка Имке Кирсте, продемонстрировало, что 2 часа молчания в день стимулируют образование новых клеток в гиппокампе – участке мозга, где происходит формирование памяти.
Нейрофизиолог Маркус Райхл утверждает, что самые лучшие идеи приходили к нему именно в такие тихие минуты ничегонеделания.
Вот что советует писатель и научный журналист Оливер Беркман “….Умение ничего не делать поможет вам вернуть контроль над своим вниманием и в другое время. Один трюк: запланируйте время “ничегонеделания” точно так же, как вы планируете другие задачи
Просто не ожидайте, что другие поймут, когда вы отклоняете какое-то предложение на том основании, что вы заняты “ничегонеделанием”
7