Виды мышления в психологии

Содержание:

Статичность против роста: два образа мышления

Как считает Дуэк, образ мышления людей делится на 2 основных типа: фиксированный образ мышления и образ мышления роста.

Люди с фиксированным образом мышления:

  • боятся испытаний и стараются их избегать, так как опасаются, что попросту недостаточно умны или талантливы.
  • теряют интерес к поставленной перед собою цели, если путь к ней оказывается слишком тернистым.
  • требуют от окружающих признания своих заслуг и награды за результаты, даже если эти результаты довольно незначительны.
  • теряют мотивацию после единичных неудач, отказов или ошибок.
  • легко сдаются в различных ситуациях.

Люди с образом мышления, нацеленным на рост:

  • не боятся испытаний и лучше всего проявляют себя именно под давлением.
  • считают, что сложные ситуации лишь сильнее их мотивируют.
  • не считают, что однократные ошибки или неудачи определяют то, кто они есть.
  • верят в то, что усердие и настойчивость невероятно важны, потому что одних лишь талантов недостаточно.
  • любят то, чем они занимаются.

К сожалению, образ мышления большинства из нас статичен. Мы верим в то, что наши способности ограничены, что выше головы не прыгнешь, и так далее. И знаете, то, что мы думаем именно так, вовсе не удивительно — ведь в средствах массовой информации мы каждый день видим истории богатых и знаменитых людей, которых представляют нам чуть ли не сверхлюдьми с невероятной работоспособностью, талантами выше неба и кипучей энергией.

Мы все порой попадаем в эту ловушку, убеждая себя в том, что просто не можем стать в чем-то лучше, что уперлись в «потолок» наших способностей. К примеру, когда говорим себе «Не понимаю я эту математику», мы тем самым уже мешаем себе стать лучше в этой области знаний. Фиксированный образ мышления сдерживает наш рост и развитие, что, в свою очередь, негативно влияет на личное счастье в долгосрочной перспективе.

Но у нас есть не только плохие, но и хорошие новости, и хорошие новости. Образ мышления роста можно в себе воспитать, если знать, как это сделать.

Вы вполне можете воспитать в себе образ мышление роста. И можете начать лучше думать о себе, своих способностях и потенциале. Как только вы начнете активно стремиться к этому образу мыслей и последовательно его придерживаться, вскоре непременно увидите позитивные изменения в своей жизни.

Вот что пишет об этом Дуэк:

«Дело не только в том, что некоторые люди лучше понимают ценность испытаний и важность усилий. Наши исследования показали, что все это является прямым следствием образа мышления роста

Когда мы учим людей этому образу мышления, с его направленностью на развитие, вслед за ним приходят и эти правильные идеи относительно испытаний и усилий…»

«По мере того, как вы начинаете понимать различия между образами мышления, вы начинаете понимать, как фиксированный образ мышления действует на вашу жизнь — как вера в то, что ваши качества неизменны и постоянны ведет к определенным мыслям и поступкам, которые направляют жизненный путь в совершенно иную сторону».

Суть всего, что было сказано выше, проста: вам вовсе не обязательно быть талантливым в какой-то сфере деятельности от рождения — вы можете сами воспитать в себе этот талант.

Наглядно-образный тип

Эта форма мышления проявляет себя тем, что ребёнок способен представить конечный результат своих действий. При наглядно-действенном способе малыш не догадывается о результате своих действий, но запоминает взаимосвязи в результате повторения. При наглядно-образном дошкольник догадывается о том, что станет результатом.

Как и когда развивается, какие бывают нарушения развития

Наглядно-образное мышление формируется на базе наглядно-действенного. Формирование начинается в возрасте около 3 лет. Это основной вид умственной активности дошкольников. Достигает пика в 5-6 лет.

Признаки того, что у малыша появились зачатки образного мышления:

  1. он способен узнавать предметы, не трогая их,
  2. способен выделять несколько похожих объектов,
  3. разбивать простые задачи на несколько связанных между собой составляющих.

Инструменты для развития образного способа думать – сборные игрушки (пирамидки, кубики, пазлы — ), в дальнейшем – наблюдение за природой, пересказы услышанного, рисование по памяти. Критерий того, что образное мышление активно развивается – малыш может описать свои действия перед тем, как начать их.

Расстройства наглядно-образного мышления в детстве – это отсутствие характерных для данного этапа навыков, потеря интереса к сложным игрушкам. У взрослых подобные нарушения выглядят следующим образом:

  • Бесцельные манипуляции с предметами. Пример – больной может долго и бесцельно чиркать зажигалкой;
  • Нелепые действия с предметами, которые создают ощущение детской игры;
  • Подражательные действия;
  • Мимо-действия – похожие на правильные, но нарочито неэффективные (зажигание спички другим концом);
  • Разрушительные действия – агрессивные или аутоагрессивные.

Подобное поведение характерно для пациентов с психозами, кататоническими расстройствами, шизофренией.

Как помогают образы в мыслительной деятельности

Образ – это целостное представление о результате своей деятельности. Он становится основой для формирования более сложного абстрактного мышления, поддерживает способность к целостному восприятию. У взрослых основная функция образов – постановка целей для своих действий, эмоциональная вовлечённость в деятельность, формирование творческого подхода.

Важно

Образное мышление может работать только с теми явлениями, с которыми уже сталкивалось, поэтому на данной стадии развития крайне важно наблюдение. В восприятие образа всегда включены эмоции – это важно и для детей, и для взрослых, занятых творческой работой

В то же время для подобного типа мозговой работы не характерно особенное внимание к деталям – оно подмечает важные и существенные качества объекта, а остальные могут быть искажены или отброшены

Основные типы и их характеристика

Специалисты из разных областей психологии не могут сойтись в едином мнении не только относительно определения данного термина, но и его классификации. Здесь я расскажу о самых популярных видах мышления.

По содержанию

Выделяют следующие виды:

  1. Наглядно-действенное. Основывается на непосредственном взаимодействии с предметом в целях его изучения. Развивается у ребенка с рождения и примерно до 1,5 лет. Например, чтобы изучить устройство игрушки, ребенок может ее сломать, разгрызть, попробовать на вкус.
  2. Наглядно-образное. Предполагает восприятие мира через образы. Примеры: модельер придумывает новую коллекцию одежды, стилист создает новый образ, дизайнер работает над проектом. Такой тип преобладает у художников, поэтов, музыкантов.
  3. Абстрактное (словесно-логическое). Оперирование понятиями, которые человек не может потрогать, увидеть или услышать. При изучении какого-то предмета или явления человек берет за основу прошлый опыт и добавляет к нему свою фантазию.

По характеру решаемых задач

По характеру поставленных целей и выполняемых задач выделяют:

  1. Теоретическое (эмпирическое). Позволяет сравнивать, анализировать и классифицировать накопленные знания и представления, выражая их в форме норм, правил, законов, концепций.
  2. Практическое. Когда все теории проверяются на практике. Любые схемы, чертежи, проекты, планы преобразуют теоретические понятия в реальную действительность. Бестелесная мысль обретает физическую форму.

По степени развернутости

Выделяют такие типы:

  1. Дискурсивное (аналитическое). Мышление на основе логики и рассуждений. Оно максимально осознанно, растянуто во времени и имеет четкие этапы.
  2. Интуитивное. Основано на чувственном восприятии. Протекает быстро, минимально осознанно и не имеет выраженных этапов.

По степени новизны и оригинальности

По этому критерию выделяют:

  • Репродуктивное. Базируется на уже готовых решениях, источниках и шаблонах. Направлено исключительно на воспроизведение полученных ранее знаний и образов.
  • Продуктивное (творческое). Противоположно репродуктивному. Предполагает проявление собственной фантазии, воображения. Человек здесь выступает творцом, создает собственные оригинальные идеи и проекты.

По функциям

На основе выполняемых функций выделяют следующие виды:

  • Критическое. Направлено на выявление недостатков в мышлении других людей.
  • Творческое. Предполагает генерацию собственных идей, а не оценку чужих мыслей.

По степени рефлексии

Рефлексия – это взгляд внутрь себя самого, вглубь своего сознания, а также на результат собственных действий и их переосмысление.

Взяв за основу данное понятие, психологи выделили еще одну классификацию типов мышления:

Аналитическое. Позволяет нам разделять предметы, явления и ситуации на части и рассматривать их более подробно

Находить причинно-следственные связи, наблюдать, сравнивать, делать выводы и находить важное. Как правило, протекает долго и последовательно.

Интуитивное

Скоротечное по времени и неосознаваемое. В момент, когда интуиция делает свои выводы, не задействована ни логика, ни анализ.

Реалистическое. Делает выводы исключительно на основе доказуемых фактов. Благодаря ему человек может мыслить здраво, трезво и логично.

Аутистическое. Основывается на личных иллюзиях и ожиданиях. Часто встречается у людей искусства.

Эгоцентрическое. Как правило, развито у детей и взрослых людей с завышенной самооценкой. Для ребенка нормально считать себя центром мира, вокруг которого вращаются все события. У взрослых такое восприятие себя считается психологической проблемой или чертой характера.

По произвольности

Выделяют такие типы:

  1. Произвольное. Управляется сознанием и волей человека. Мыслительный процесс находится под контролем.
  2. Непроизвольное. Мыслительный процесс происходит сам по себе и не подчиняется усилиям воли человека.

Другие типы

Специалисты выделяют много типов и подкатегорий мышления. Чтобы не лезть в дебри узких классификаций, я приведу здесь лишь некоторые из них.

Помимо вышеперечисленных выделяют следующие типы:

  • алгоритмическое,
  • альтернативное,
  • групповое,
  • дивергентное,
  • инновационное,
  • комбинаторное,
  • символическое,
  • эмоциональное,
  • математическое,
  • проактивное,
  • реактивное,
  • клиповое,
  • рациональное,
  • количественное,
  • научное,
  • фиксированное,
  • вербальное,
  • нестандартное.

Если вам интересно, здесь можно посмотреть техники мышления.

Аналитическое мышление

Аналитическое мышление – это процесс мышления, в котором одно суждение вытекает из другого, и конечный результат является правильным выводом. Следовательно, речь идет о ключе к принятию правильного решения. Аналитический ум обрабатывает информацию, выбирает важные моменты, рассматривает корреляции. Люди с развитым аналитическим мышлением способны быстро оценить ситуацию, отреагировать соответствующим образом.

Аналитически мыслящие люди всегда пытаются выяснить суть проблемы. Их основные активы – сравнение и исследование. Сложные отношения они могут разделить на отдельные части, которые затем классифицировать, подготовить стратегию для следующего действия. Таким же образом они определяют позиции своих партнеров по коммуникации, возможности для устранения препятствий, необходимые меры.

Люди с развитым аналитическим мышлением – хорошие планировщики, способные быстро обрабатывать тексты (особенно, содержащие большое количество цифр). Эта способность особенно полезна в областях, где ведущую роль играет точная информация, разрабатываются теории и организуются новые знания (например, наука, системный менеджмент, медицина, информационные технологии).

Работодатели ценят сотрудников, способных быстро и эффективно исследовать проблемы, находить решения

Для получения успеха в будущем изначально важно сделать акцент на этих навыках (в идеале, уже во время собеседования)

Ниже представлены 4 шага, составляющие общий метод развития мышления у взрослых, позволяющий поддержать и улучшить аналитические навыки.

Подготовка

Подготовьте разум путем утреннего «опустошения» головы. Начните уже завтра. В течение 30 дней просыпайтесь на 25 минут раньше. Подойдите к письменному столу, возьмите ручку, бумагу и пишите. Не модифицируйте написанное. Все, что выходит из головы и оказывается на бумаге, должно быть потоком сознания. Цель состоит в заполнении 3-х листов бумаги (в обеих сторон), которые послужат контейнером для непродуктивных мыслей, способных отвлекать вас в течение дня.

Подумайте наедине с собой

Обеспечьте себе достаток времени для самого себя, задумайтесь о насущной проблеме. Создайте в дневнике событие и каждый день выделяйте время для размышлений о нем. В это время можете сидеть за письменным столом, прогуливаться, отдыхать в машине с опущенными окнами. Куда бы вы ни пошли, ум должен быть сосредоточен на одной проблеме, которую надо решить.

Найдите полезный источник

Найдите коллегу, который поможет проанализировать ситуацию. Это не пример аналитического подхода; скорее, речь идет о просьбе сотрудника о помощи. Возможно, он предложит свой собственный аналитический подход. Мы часто забываем, что коллеги – это ценный ресурс. Столкнувшись с препятствиями на работе, желая прояснить идею, запланируйте встречу с коллегами, чтобы рассмотреть другую точку зрения.

Тесты для определения склада ума

На данный момент на просторах интернета можно найти множество различных тестов, благодаря которым возможно определить, в каким типом мышления обладает человек. Чаще всего они состоят из вопросов о предпочтениях и выбора действий в предполагаемых ситуациях.

Вот на этих ресурсах вы можете проверить себя:

  1. trikky.ru
  2. rambler.ru
  3. goldenguidewow.com
  4. fishki.net
  5. onedio.ru
  6. cadelta.ru
  7. tv.ua

Однако определить склад ума можно и по-другому, не прибегая к помощи интернета. Для этого достаточно лишь понаблюдать за сбой в повседневной жизни.

К примеру, склад ума довольно часто зависит от рабочего полушария мозга, показателем которого является рабочая рука. То есть люди, пишущие правой рукой, обладают хорошо развитым левым полушарием, которое отвечает за логику. У левшей преобладает влияние правого полушария, ответственного за творческие способности и воображение. Именно развитие этих способностей в дальнейшем влияет на определение склада ума и выбор дальнейшей профессии.

Кроме того, существует множество профориентационных тестов, которые также помогают человеку выяснить, к какому типу он относится.

Характерно ли для тебя аналитическое мышление

Существует огромная куча разработанных тестов, но все они не могут похвастаться точностью: например, плохое решение математических задач говорит лишь о том, что ты не математик, а не о том, что ты не умеешь применять метод анализа.

Держи чек-лист аналитического мышления:

  • В экстренной ситуации ты не испытываешь яркие эмоции
  • Считаешь, что следовать разуму важнее, чем сердцу
  • Ты получаешь кайф от структурирования разрозненных данных
  • Твоя деятельность связана с созданием логических цепочек, объяснением, аргументированием
  • Интуиция – не твоя сильная сторона
  • В спорах ты выходишь победителям благодаря логичным аргументам

Типы складов ума

  • Тебе просто простроить маршрут от точки А до Б
  • Ты не склонна обращаться за помощью, а предпочитаешь основывать мнение на объективных проверенных аргументах

Нет абсолютных гуманитариев и аналитиков, но чем больше из списка ты можешь отнести к себе, тем больше ты привыкла ориентироваться именно на аналитический подход.

Как развивать аналитический склад ума

Есть несколько вариантов формирования и тренировки аналитических навыков.

  1. Разгадывание кроссвордов, решение головоломок, ребусов, чтение детективов.
  2. Просмотр познавательных программ по истории, географии, путешествиях.
  3. Логические игры: шахматы, шашки, эрудит.
  4. Прослушивание разных споров, в которых принимают участие политологи. Следите, как они думают, какие доводы приводят, как строят собственные реплики.
  5. Ведение внутреннего диалога, когда продумывая некий факт, вы лично себе задаете вопрос, как могли бы формироваться события при тех или других обстоятельствах. Постоянно пытайтесь аккуратно взвешивать каждые вопросы, даже в том случае, если кажется, что ответ лежит на поверхности.

Если у вас преобладает образное мышление, то вам интересно узнать, как развивать аналитический склад ума. Существуют разнообразные упражнения. Начинать их стоит с мелких нагрузок: сканвордов, ребусов, задач на логику. Действенные тренинги – игры в слова. Неплохо способствует развитию аналитического мышления чтение качественных детективов. Ведь по мере прочтения человек размышляет над основным вопросом книги, ищет злодеев.

Отличное развитие умения анализировать – шашки и шахматы. Кроме того, созданы специфические программы, помогающие развивать навык анализа фактов. Всевозможные программы по географии, истории дарят много новой информации. Думая над различными ситуациями и событиями, человек проводит анализ информации, предполагает варианты развития, схемы.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

У людей аналитическое мышление формируется по-своему, с различным результатом и скоростью. В особенности стремительно умение анализировать совершенствуется при изучении программирования, работе с техническими приборами и механизмами, огромным количеством данных.

Итак, некоторые шаги для развития умения мыслить логично. Придумывайте ситуации. Эта техника отличается доступностью и простотой, потому что вам нужно немного времени и ваш мозг. Суть лежит в придумывании ситуаций, установке целей и формировке действенных выходов и решений. К примеру, вы решили полететь в космос.

Создано немало игр и специальных тренажеров для развития логики и умения анализировать. Встречаются задачи, которые направлены на поиски оптимальных решений, восстановления цельной картины на основе нескольких деталей.

Дети-«технари»

Детей с математическим складом ума можно распознать по следующим признакам:

  1. Тяга к подсчетам и решениям задач.
  2. Наличие абстрактного мышления.
  3. Тяга к точности во всем.
  4. Хорошая организованность и пунктуальность.
  5. Увлечение логическими экспериментами.
  6. Увлечение компьютерами.
  7. Легкое освоение математики, физики и химии.
  8. Большая опора на данные и разум, чем на чувства.
  9. Хорошая память на лица (на имена – хуже).
  10. В их тетрадях аккуратные конспекты.
  11. Решая проблему, они все скрупулезно обдумывают, изучают все потенциальные варианты. Из них выбирают лучший.

Чтобы таким детям было интересно обучаться, родители и педагоги должны:

  1. Ставить перед ними различные задачи.
  2. Применять наглядные таблицы и схемы.
  3. Проводить разные эксперименты.
  4. Устраивать математические и логические игры.
  5. Оказывать им поддержку в реализации практических опытов.
  6. Помогать в прогнозировании результатов.
  7. Применять для решения дилемм дедуктивные методики.

Если у вашего ребенка обнаружены такие способности, необходимо организовывать его общественную и профильную стези. Здесь следует учесть, что в спектре гуманитарных дисциплин тоже есть точные науки. Например, психология, английский и прочие иностранные языки.

Общность языка и мышления

Язык и мышление представляют собой единство, основанное на двух ключевых аспектах:

  • Генетический аспект сформировался в процессе эволюции. Он выражается в том, что появление языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот.
  • Функциональный аспект представляет собой неразрывность этих двух составляющих, невозможность существования языка без мышления и способность к развитию друг друга.

Рассуждения о связи этих двух понятий строятся на основе философии развития мышления. Язык обеспечивает мыслям человека реальное существование, доступное другим людям. В то же время он не только позволяет выражать мысль, но и формирует ее, что говорит об их тесной связи. Вместе с тем язык и мысль не равнозначны. Каждая составляющая развивается и функционирует по своим особым правилам и является относительно самостоятельной. Так, в зависимости от вида мышления, целей мыслительной деятельности и т.д. характер взаимоотношений языка и мышления в процессе общения и познания может варьироваться, и тогда мы можем наблюдать отличительные особенности этих двух систем.

Как развить аналитический склад ума

Хорошим аналитическим складом ума одарён не каждый человек. Однако при всём желании можно развить аналитические способности. Это будет только плюс в повседневной жизни, профессиональной деятельности, а также в сложных жизненных ситуациях.

Как же развить аналитические способности? Для этого нужна колоссальная работа над собой, причем постоянная. Сюда входит следующее:

  • различные тренировки;
  • здоровый образ жизни;
  • правильный рацион питания.

Начинать развиваться нужно с малого. Это может быть разгадывание простеньких кроссвордов, сканвордов, ребусов. Также отличные результаты дают логические и словесные игры.

Из числа последних обратите внимание на «Эрудит» и «Балда». Если у вас есть набор шашек или шахмат, это замечательно, ведь такие игры также очень хорошо развивают логику и аналитическое мышление

Также вы хорошо разовьете аналитику, читая детективы. Ведь сюжетные линии таких книг дают пищу для раздумий. Ценители детективных романов, не дочитав очередную книгу, наверняка замечали за собой, что в голове возникало куча мыслей по поводу того, какая будет концовка.

Еще эффективным методом развития аналитики являются телепрограммы о путешествиях, истории и географии.

Для хорошей работы мозга нужно забыть о курении, алкоголе, недосыпании и прочих вредных привычках, являющимися камнем преткновения перед любым развитием. Вдобавок к этому необходимо обратить на своё питание.

Оно должно быть полноценным, сбалансированным и разнообразным. Главным элементом, без которого не может работать мозг, является глюкоза.

Только это не значит, что нужно обжираться, конфетами, тортами и прочими сладостями. При возможности заменяйте эти продукты фруктами, у которых предостаточно глюкозы. Также в свой рацион нужно пополнять:

  • орехами;
  • сухофруктами;
  • клюквой;
  • лимоном;
  • горьким шоколадом;
  • черникой;
  • рыбой жирного сорта;
  • капустой белокочанной;
  • шпинатом.

Иными словами в пище должны присутствовать витамины и минералы. И для того чтобы развить свои аналитические способности, соблюдайте следующие правила:

  • вместо сахара употребляйте полноценные углеводы;
  • отдавайте предпочтение белковой пище;
  • соблюдайте водно-солевой баланс;
  • откажитесь от обжорства;
  • не питайтесь слишком жирной пищей.

Соблюдая вышеперечисленные рекомендации, вы научитесь мыслить аналитически и логически. А ваши мысли сами будут раскладываться по полочкам. Но самым лучшим учителем является сама жизнь.

Минусы и плюсы гуманитариев и технарей

Как и все люди, оба этих типа имеют свои определённые недостатки.

  • гуманитарии могут быть слишком эмоциональны и воспринимать многое близко к сердцу, в то время как технари, наоборот, иногда предпочитают не показывать своих эмоций;
  • для людей первого типа характерна способность бросит дело на середине пути и, возможно, уже никогда не довести его до конца. Другие же, напротив, из-за своего перфекционизма бывают слишком придирчивы к мелочам и строги к деталям;
  • гуманитарное мышление не позволяет людям сосредотачиваться на однотипной рутинной работе, а для технического придумывание новых концепций и создание новых идей может показаться сущим адом.

Тем не менее все эти недостатки можно превратить в достоинства, взглянув на них с другой стороны.

  • чувствительность гуманитарного типа позволяет людям, принадлежащим к нему, лучше выражать свои эмоции, направлять их в творческое русло. А техническому складу ума легче отбросить чувства в стрессовой ситуации, чтобы сосредоточиться на логике и поиске решения;
  • неспособность заканчивать начатые дела даёт гуманитариям возможность делать несколько дел одновременно, а также искать что-то новое, пробовать себя в разных сферах. А перфекционизм технарей позволяет им быть на сто процентов уверенными в качестве выполненного задания;
  • гуманитарное мышление способно порождать множество идей и вносить разнообразие даже в самые обыденные действия. В то же время приверженцы точных наук с радостью займутся чтением инструкций и их последовательным выполнением.

Кроме того, при коллективной работе, когда гуманитарии и технари объединяются для общего дела, результат гарантированно будет на высоте, ведь в этом случае две плюсы обеих сторон компенсируют их недостатки.

Виды мышления

Существует несколько разновидностей мышления. Каждая из них ассоциируется с определенным уровнем осознания реальности при различной степени абстрагирования.

Наглядно-действенное

Познание при помощи манипулирования предметами: реализация этого уровня осмысления действительности не уходит далеко от практики, учитывая то, что человек словно «помогает себе действиями». Уровень мышления характерный для трехлетнего возраста. Чтобы увидеть отличия предметов, ребенок прикладывает их друг ко другу. Малыш понимает, что такое домик, когда он выстроен; или что действие было неверным, так как игрушка сломана. Ребенок учится обобщать и классифицировать, компонуя между собой различные детали конструктора по цвету и размеру.

Подобное мышление свойственно и зрелым личностям, с той лишь разницей, что оно становится второстепенным. Наглядно-действенные операции активируются в случаях, когда точное прогнозирование затруднительно. В качестве примера — изучение на практике незнакомой техники, перепланировка интерьера и прочее.

Наглядно-образное

Познание при помощи представлений, предметов — более совершенный уровень осмысления реальности в сравнении с предыдущим. Мыслительный процесс выходит на первый план, после чего следуют действия. Чтобы дать подробную характеристику предмету, человек не нуждается в практических действиях в связи с ним: не рассматривает и не касается его руками. Этот уровень способен осилить ребенок лет семи.

Взрослые проявляют подобное мышления, когда поэтапно представляют творческий процесс с сопутствующими изменениями, выстраивают стратегию своих действий, параллельно обдумывая результаты и корректируя свое поведение в соответствии с ними. Развитие наглядно-образного мышления позволяет улучшать креативность, способность генерировать новые идеи.

Словесно-логическое

Познание посредством понятий, рассуждений, слов. Это уровень абстрактных процессов мышления, характеризующийся присваиванием понятий, использованием логических конструкций, не всегда имеющих образ, например: «совесть», «ценность». Абстрактное мышление — вспомогательный инструмент человека для выявления закономерностей в окружающем мире, в изучаемом материале.

Разумеется, что подобное мышление не свойственно малышу, по той причине, что в его опыте не накоплено достаточного количества понятий и образов. Построение логической взаимосвязи требуется в решении как бытовых, так и судьбоносных вопросов. Скорость и правильность выполнения элементарных задач зависит от того, насколько у человека развито словесно-логическое мышление.

Как определить гуманитарный склад ума у своего ребенка?

Задатки к виду деятельности можно определить еще в раннем детстве. Тогда же впервые раскрывается сущность склада ума и мышления. Как различить, гуманитарный или технический склад ума присутствует у вашего чада?

Первые признаки «гуманитария» в ребенке:

  • Он обладает острым тактильным и обонятельным чутьем, бурно реагирует на запахи, визуальные эффекты и прикосновения;
  • Его не слишком увлекают базовые головоломки, которые с легкостью даются сверстникам;
  • Он обожает рисовать, раскрашивать, лепить, формировать поделки из бумаги;
  • Он требует от вас мнения о сказках и литературных произведениях, проявляет «взрослые» рассуждения по поводу сюжета и героев;
  • Он предпочитает сюжетно-ролевые игры и стратегии наподобие «дочки-матери», «войнушки»;
  • Он не боится темноты;
  • Он не проявляет особого интереса к естественным наукам в режиме реальной жизни: не спрашивает, откуда берется молоко у коровы, почему на траве появляется роса, сколько лапок у паука и т.д.

Если вы определили наличие этих способностей у своего чада – значит, самое время заняться организацией его общественной и профессиональной стези. Следует понимать, что среди гуманитарных наук также имеются точные. Например, иностранные языки или психология.

Профессиональные гуманитарии, в отличие от ментальных, не всегда способны воспринимать другую точку зрения как нечто верное и имеющее право на существование.

Еще одна отличительная черта типичных гуманитариев, которая проявляется еще в детстве – коммуникативные способности. Эти люди тянутся к другим и мастерски налаживают контакты в течение всей жизни. Причем это касается и тех, кто приемлет чужое мировоззрение, и тех, кто его упорно отвергает.

Если определенному индивидууму удается легко налаживать контакт с посторонними людьми, имеющими принципиально противоположные взгляды и позицию, этот человек является типичным олицетворением ГСУ. К нему будут тянуться люди любых религий, профессий и типов темперамента, с ним будет легко и интересно по жизни, из него выйдет отличный психолог, оратор, социолог или политик.

Примеры различных типов мышления

Человек способен мыслить по-разному, в зависимости от каждой конкретной ситуации. Это связанно с эффективностью определенного вида мышления для решения тех или иных задач. Можно выделить некоторые типы мышления:

  • Дедуктивное – с его помощью чаще всего достигается требуемый вывод, находится решение. Дедукция – способность мыслить в направлении от общего к частному. Примером самой элементарной дедукции может послужить ситуация, когда человек входит в комнату и видит на полу разбитую вазу. Из общих данных очевидец получает закон тяготения и наличие в помещении кота. Проанализировав любовь животного к активным играм и полное отсутствие у него аккуратности в отношении посуды в совокупности с гравитацией, в результате дедуктивного мышления человек делает вывод, помогающий выяснить обстоятельства произошедшего. Этот метод часто используется в криминалистике, медицине, исследовательских науках. Подразумевает анализ вводных данных.
  • Индуктивный – обратный дедуктивному. Процесс протекает в обратном направлении. Человек может иметь несколько частных ситуаций, из которых делает общие выводы. Наглядным примером индукции может служить тестирование учеников в школе. Учитель, получив заполненные бланки, оценивает их и делает вывод о степени образованности ребенка, о проценте восприятия изученного материала. Ньютон, открывший закон тяготения, тоже использовал индукцию, отметив стремление предметов падать на землю. Индуктивный метод мышления движется от частного к общему.

Пример индукции

  • Аналитический – пример мышления, основанный на глубоком анализе ситуации. Этот тип ведет по пути от общего к частному, структурирует, систематизирует, не оставляя без внимания детали. Такой тип мышления нацелен на результат. Чем больше аргументов, тем быстрее анализ даст решение. К примеру, анализирование используют психологи на своих теоретических занятиях: мимика собеседника может о многом рассказать. Среди популярных жестов – касание носа, прищуривание, отвод глаз вниз – свидетельствуют о том, что рассказчик, вероятнее всего, говорит неправду. Психологическое образование позволят с помощью аналитического мышления объединить сказанное клиентом, его поведение, жалобы, обстоятельства, чтобы сделать вывод о том, как направить человека на решение его проблемы.
  • Творческий – самый свободный тип мышления. Он не ограничивается рамками законов и правил, не зависит от количества вводных данных. Такой образ мышления доступен не для всех, ему сложно научиться. Он скорее врожденный, реже – приобретенный. В отличие от дедуктивного, он допускает самые фантастические решения, требует гибкого и пластичного ума. В качестве примера может послужить профессия рекламщика, который создает ролик для своего продукта, который должен быть оригинальным, интересным, привлекательным, даже если речь идет о самом обычном резиновом мяче. Фантазия, направленная на описание предмета, с помощью творческого мышления даст возможность оригинально подать потребителю продукт.

Творческое мышление

Вопросительный – повышающий опытность и всестороннюю развитость ума. Основывается на большом количестве вопросов по каждой конкретной теме. Ища ответы на каждый, человек получает большой объем информации, становится способным решить возникшие задачи. Используя этот тип мышления, можно избежать популярных ошибок в решении задач

Благодаря этой особенности, открываются новые факты, уделяется внимание изначально незаметной стороне вопроса. Применять этот метод полезно даже в решении ежедневных бытовых проблем

Чем шире список вопросов, тем обширнее будет изучена ситуация. Самые основные вопросы, используемые в применении данного типа, – какова причина произошедшего, что было незадолго до происшествия, отразилось ли это как-то на окружающих вещах, какие еще могли быть варианты развития события, и что могло бы стать основой. Вопросительный тип мышления близок к аналитическому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector