Проверяем ударения в словах онлайн

Понятие

Выделение голосом какого-то слова (словосочетания) во фразе, а в слове – определенного слога называется ударением.

В устной речи выделение происходит при помощи повышения (усиления) голоса или эмоционального (выразительного) окрашивания. На письме при необходимости используется специальный знак ударения ( ́ черточка над ударным слогом), но чаще для удобства ударную гласную обозначают заглавной (большой) буквой.

Различают ударения:

  • Словесное – выделение слога в слове;
  • Тактовое – выделение слова в словосочетании;
  • Логическое – выделение особо значимого в тексте слова;
  • Фразовое – выделение словосочетания во фразе.

Подробнее рассмотрим первое. Именно оно вызывает больше всего сложностей, потому что ударение в русском языке всегда свободное. Выделяться в разных словах может любой слог: от первого до последнего (о́зеро, боло́то, река́). Для сравнения: во французском языке ударение фиксированное (падает только на последний слог). Даже заимствованные слова сохраняют место ударения (пальто́, жалюзи́).

Для каждого русского слова существуют нормы верного или предпочтительного произношения (орфоэпические), которые надо просто запоминать. Например: в словах с «ё» ударение будет падать именно на эту гласную (исключая составные и заимствованные). Если при постановке ударения возникают сомнения, стоит свериться со специальными словарями (орфоэпический, словарь трудностей или ударений).

Занимайтесь вместе с сайтом «Школково»!

Чтобы научиться правильно ставить ударение в словах, воспользуйтесь нашим образовательным порталом. Здесь собран весь необходимый материал, который поможет вам качественно подготовиться к ЕГЭ.

Специалисты «Школково» предлагают пойти от простого к сложному. Вначале мы рекомендуем повторить теоретическую часть. А затем, чтобы проверить собственные знания, предлагаем выполнить упражнения-тесты на постановку ударения в режиме онлайн. Обширная база заданий, которая постоянно обновляется, представлена в разделе «Каталог».

Оцените, насколько легко вам даются упражнения. Если проверка собственных знаний не отнимает много времени и несложные задания на постановку ударений в словах вы выполняете без труда, рекомендуем сразу переходить к задачам экспертного уровня. А если определенные затруднения все же возникли, тогда вам непременно стоит включить в свое ежедневное расписание дистанционные занятия вместе со «Школково». Мы поможем качественно подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку!

Что такое ударение

Под ударением в слове рассматривают интонационное выделение слога с повышением силы и тона голоса.

Ударным может быть не только слог, но и целое слово в предложении.

Ударение слова в предложении подчёркивает значимость слова для правильного понимания фразы слушающими.

Также ударным может быть целый кусок в тексте

Это необходимо, чтобы акцентировать особое внимание на какой-то мысли

Если мы хотим сделать ударным слог, слово или часть текста, то мы произносим это место более чётко, добавляем голосу силы и немного протягиваем звучание.

Ударение необходимо для того, чтобы сделать высказывание выразительнее.

Вариант 1.2

Форма Код
   <FORM id=gramotaCheckWord style=»MARGIN: 0px» name=gramotaCheckWord action=http://www.gramota.ru/slovari/dic/ method=get><TABLE style=»MARGIN: 0px» cellSpacing=0 cellPadding=0><TBODY><TR><TD style=»PADDING: 0px; BACKGROUND: url(http://www.gramota.ru/img/design/corner-yellow-leftop.gif); WIDTH: 6px; HEIGHT: 6px»></TD><TD style=»PADDING: 0px; BACKGROUND: #FFC410;»></TD><TD style=»PADDING: 0px; BACKGROUND: url(http://www.gramota.ru/img/design/corner-yellow-rigtop.gif); WIDTH: 6px; HEIGHT: 6px»></TD></TR><TR><TD style=»PADDING: 0px; BACKGROUND: #FFC410;»></TD><TD style=»PADDING: 0px; BACKGROUND: #FFC410;»><TABLE style=»MARGIN: 0px» cellSpacing=0 cellPadding=0><TBODY><TR><TD colspan=2 style=»PADDING: 2px; FONT: 12px Tahoma, sans-serif; TEXT-ALIGN: center»><STRONG>Словари русского языка</STRONG></TD></TR><TR><TD style=»PADDING: 2px 0px 2px 2px; TEXT-ALIGN: center»><INPUT class=text style=»FONT: 12px Tahoma, sans-serif; WIDTH: 86px» size=12 name=word><INPUT type=hidden value=x name=all></TD><TD style=»PADDING: 2px; TEXT-ALIGN: center»><INPUT style=»FONT: 12px Tahoma, sans-serif; WIDTH: 66px; COLOR: #000; BACKGROUND-COLOR: #fee16d» type=submit value=проверить></TD></TR><TR><TD colspan=2 style=»PADDING: 2px; TEXT-ALIGN: center»><A style=»FONT: 12px Tahoma, sans-serif; COLOR: #000; TEXT-DECORATION: none» href=»http://www.gramota.ru/» target=_blank>www.gramota.ru</A></TD></TR></TBODY></TABLE></TD><TD style=»BACKGROUND: #FFC410″> </TD></TR><TR><TD style=»PADDING: 0px; BACKGROUND: url(http://www.gramota.ru/img/design/corner-yellow-lefbot.gif); WIDTH: 6px; HEIGHT: 6px»></TD><TD style=»PADDING: 0px; BACKGROUND: #FFC410;»></TD><TD style=»PADDING: 0px; BACKGROUND: url(http://www.gramota.ru/img/design/corner-yellow-rigbot.gif); WIDTH: 6px; HEIGHT: 6px»></TD></TR></TBODY></TABLE></FORM>

раздаться

B/B и B/C гл см. Приложение II

разда́лся 236 см. Приложение II

раздала́сь
раздало́сь и́ разда́лось
раздали́сь и́ разда́лись

Разда́лся стук. Я выдернул засов.

Я рад обняться с верными друзьями.

Повеселились несколько часов,

Повеселились с грустными глазами…

Н. М. Рубцов, «А между прочим, осень на дворе…»

Мазурка раздала́сь. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком.

А. С. Пушкин, Евгений Онегин

Телега стала. Раздало́сь

Моленье ликов громогласных.

С кадил куренье поднялось.

А. С. Пушкин, Полтава

Но чай несут: девицы чинно

Едва за блюдечки взялись,

Вдруг из-за двери в зале длинной

Фагот и флейта раздали́сь.

А. С. Пушкин, Евгений Онегин

Ты хотела сказать… Невозможным

Диссонансом разда́лись слова:

Стебельки закачались тревожно,

Трепеща, зашептала трава.

В. Я. Брюсов, «Мы бродили, вдвоем и печальны…»

Сведения о старой норме ударения:

Делая ударение раздался́, вы следуете старой норме.

Примеры с неверным ударением:

Иное распределение ударения в формах этого слова, встречающееся не только в обыденной речи, но и у поэтов, все же является отступлением от литературной нормы:

Все потчуют союзника,

А он сопит, как зверь…

Но тут разда́лась музыка

И отворилась дверь!

А. А. Галич, Леночка

См. также , , , , , , , , , , , , , .

Ставим ударение / акцент на Mac (macOS)

Все чаще нам приходится общаться по Интернету не только с соотечественниками, но и с жителями других стран и носителями других языков. При написании текста на иностранном языке приходится в наборе букв использовать акценты. Буква с акцентом похожа на обычную, но над ней находится некий знак. Строго говоря, в русском языке такими могут считаться «ё» или «й», в английском – «i» или «j», в других языках подобных вариантов тоже немало.

Удержание клавиши (английская раскладка)

Самый простой и быстрый способ вставить ударение или акцент – удерживать нажатой необходимую букву (раскладка должна быть английской). Например, удерживая букву «E», можно увидеть всплывающее окно с несколькими вариантами близких акцентов. Выбор можно сделать с помощью трекпада или мыши. Есть возможность ввести на клавиатуре соответствующий номер, который отображается под акцентом.

Использование Таблицы символов (английская раскладка)

В macOS есть полезная функция, которая может быть использована для ввода акцентов – Таблица символов. Получить доступ к этому инструменту можно двумя разными способами. Программу можно открыть из строки меню macOS. В открытом для работы приложении надо в меню выбрать пункт Правка → Эмодзи и символы.

Эта операция может быть продублирована комбинацией клавиш Control + ⌘Cmd + Пробел. Если окно отобразится в компактном виде, то его придется расширить с помощь нажатия кнопки с изображением «⌘» справа от строки поиска.

После того, как откроется окно просмотра символов, в меню слева выберите пункт «Латиница». После этого, нажмите на нужный символ и перетащите его в окно приложения в необходимое место или просто дважды кликните на нем.

Обратите внимание, что варианты акцентированных букв включают в себя прописные и строчные буквы. В правой части окна будут показаны похожие символы

Там же можно добавить часто используемые символы в свою коллекцию, нажав кнопку «Добавить в избранное».

Использование сочетаний клавиш на клавиатуре (английская раскладка)

Есть также несколько сочетаний клавиш, которые можно использовать для добавления букв с акцентами, а также иностранных символов.

Акценты:

  • Острое ударение (акут): ⌥Option (Alt) + E + Буква.
  • Домик (циркумфлекс): ⌥Option (Alt) + I + Буква.
  • Обратное ударение (гравис): ⌥Option (Alt) + ` + Буква.
  • Тильда: ⌥Option (Alt) + N + Буква.
  • Верхнее двоеточие (умлаут): ⌥Option (Alt) + U + Буква.

Примечение: Чтобы воспользоваться одной из этих комбинаций, надо удерживать указанную клавиши, отпустить их, а потом ввести свою букву. Например, для добавления акцента в виде острого ударения к букве «О» нажмите ⌥Option (Alt) + E, отпустите клавиши, а потом введите букву «О».

Иностранные символы:

  • Çç – французский седиль: ⇧Shift + ⌥Option (Alt) + C (для заглавной буквы), ⌥Option (Alt) + C (для строчной).
  • Œœ – лигатура: ⇧Shift + ⌥Option (Alt) + Q (для заглавной буквы), ⌥Option (Alt) + Q (для строчной).
  • ß – немецкий эсцет: ⌥Option (Alt) + S.
  • Øø – нордический слэш (перечеркнутая О): ⇧Shift + ⌥Option (Alt) + O (для заглавной буквы), ⌥Option (Alt) + O (для строчной).
  • Åå – Нордическое A с кругом (A с кружком): ⇧Shift + ⌥Option (Alt) + A (для заглавной буквы), ⌥Option (Alt) + A (для строчной).
  • Порядковое числительное в португальском и испанском языках (например, «число мужского рода»º и «число женского рода»ª): ⌥Option (Alt) + 0 (мужского рода), ⌥Option (Alt) + 9 (женского рода).
  • “…” – испанские / французские кавычки : ⌥Option (Alt) + \ (начало), ⇧Shift + ⌥Option (Alt) + \ (конец).
  • ¡ – перевернутый восклицательный знак: ⌥Option (Alt) + 1.
  • ¿ – Перевернутый вопросительный знак: ⇧Shift + ⌥Option (Alt) + ?.

«Одновременно»: ударение в словарях Ожегова, Даля и других

Нормы русского языка со временем меняются, и правила постановки ударения в слове «одновременно» за последние столетия изменились тоже. Так, в знаменитом словаре Владимира Даля, составленном в середине XIX века, правильное ударение в слове «одноврЕменно» указывалось на третьем слове. В «Словаре неправильностей русской речи» Долопчева, вышедшего в 1909 году, в качестве нормативного также указывался именно этот вариант.

Некоторые из авторов более современных словарей и справочников русского языка до сих пор отдают преимущество ударению «одноврЕменно»,  считая, однако, вариант с акцентом на четвертом слоге «одновремЕнно» допустимым. Однако, эту точку зрения можно считать устаревшей.

Так, уже в 1960 году в словаре Ожегова фиксируется двойная норма ударения в слове «одновременный», и варианты произношения даны как равноправные, без указания на предпочтительность того или иного варианта.

Такой же точки зрения придерживались и многие другие составители словарей: двойное ударение в слове «одновременный» фигурировало в «Орфоэпическом словаре», выпущенном издательством «Русский язык» в 1983 году Орфоэпический словарь, в словаре Российской Акакдемии Наук (2003 год издания), словаре под редакцией Лопатина и многих других словарях и справочниках.

В орфоэпическом словаре Резниченко, внесенного в официальный список словарей, содержащих нормы русского языка как государственного, также указан двойной вариант нормы, так что правильность ударения в слове «одновременно» как на третьем, так и на четвертом слоге, можно считать законодательно утвержденной.

Сложность ударения

Нормы ударения в русском языке отличаются от таковых в других языках. Если взглянуть на английский или французский языки, можно увидеть, что в них ударение остается фиксированным на конкретном слоге. В русском языке такого правила не существует. Даже однокоренные слова с тем же количеством слогов могут иметь ударения на разных слогах.

Другие особенности ударений в русском языке:

  1. Ударение может влиять на падеж слова и даже его число. Например, «ноги» одновременно имя существительное в именительном падеже во множественном числе и имя существительное в родительном падеже в единственном числе.
  2. Ударение может быть двойным. При этом, второе ударение всегда побочное и не основное. В частности, двойное ударение в русском языке можно заметить в словах «высокообразованный» или «вечнозеленый». Такие сложные ударения в русском языке присутствуют преимущественно в составных словах с двумя корнями.
  3. Ударения со временем может меняться. Порой такое ударение в словах русского языка изменяется буквально за несколько лет, а иногда на это требуются столетия. Примером для нас может послужить Александр Сергеевич Пушкин со строчкой «музыка уж греметь устала». В слове «музыка» Пушкин ставит ударение на второй слог в точном соответствии с правилами ударения того времени. Каждый ученик знает, как произносится это слово по правилам современного языка.

Правильные ударения в словах: как правильно ставить ударение в слове “звонит”?

Наверное, самым хрестоматийным примером неправильного произношения является слово «звонит». Сколько ни стараются учителя, сколько ни высмеивают невежд комики, а ошибка в устах народа продолжает жить дальше. Ну никак не хочет наше население выучить наизусть, как ставить правильно ударение в слове «звонит»!

Возможно, это связано с тем, что во многих литературных произведениях, старых фильмах и т. д. произношение данного слова не соответствовало современным нормам. И лингвисты даже подумывают, не пойти ли им навстречу массам и не подкорректировать ли правило? Но пока этого не произошло (и неизвестно, будет ли это сделано в будущем), и нужно ставить правильно ударение в слове «звонит». Падает оно на второй слог. И никак иначе.

Базовая информация, которую стоит повторить

Ударение — одно из главных средств звуковой организации слов и речи в целом. С фонетической точки зрения это выделение определенной единицы: слога в слове или слова во фразе.

Чтобы избежать распространенных ошибок, рекомендуем повторить основные правила постановки ударения в самостоятельных частях речи.

  1. Существительные:

    а) в словах иностранного происхождения, как правило, ударение остается на том же слоге, на котором оно ставилось в понятии-первоисточнике (бульОн, гардерОб и др.);

    б) в существительных, которые обозначают меры длины и оканчиваются на -метр (километр, сантиметр и т. д.), ударным оказывается последний слог;

    в) в существительных, образованных от глагола, ударение остается на том же слоге, что и в глаголе (поедАтьпоедАние).

  2. Прилагательные:

    а) в словах, образованных от существительных, ударение остается на том же слоге, что и в производящем слове. Например: слИваслИвовый;

    б) слог, который является ударным в прилагательном полной формы, останется таковым и для прилагательных в краткой форме. Например: красИвый — красИв;

    в) в ряде прилагательных ударным является корень слова в полной форме в единственном и множественном числе, а также в краткой форме в мужском и среднем роде. Если же речь идет о кратком прилагательном женского рода, ударным становится окончание. Например: прАвый — прАв — прАво — прАвы — правА;

    г) если в кратком прилагательном женского рода ударным является окончание, то в сравнительной форме ударение переходит на суффикс. Например: сильнА — сильнЕе.

  3. Глаголы:

    а) в глаголах прошедшего времени ударным является тот же слог, который был таковым в неопределенной форме. Например: игрАть — игрАл — игрАла;

    б) в некоторых глаголах ударение остается неподвижным во всех формах, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание. Например: лгАть — лгАл — лгАли — лгалА. Исключение составляют глаголы класть, красть, красться, слать, послать, отослать. В них даже в прошедшем времени женского рода ударение остается на прежнем месте;

    в) в глаголах с приставкой вы- ударение падает на первый слог. Например: крАла — вЫкрала;

    г) в глаголах, которые оканчиваются на -ить, при спряжении ударным является окончание. Например: включИть — включИшь — включИт — включИм — включИте — включАт. Исключение составляют глаголы опОшлить и освЕдомиться. В них ударение не переходит на другие слоги при спряжении;

    д) в глаголах, которые образованы от прилагательных, ударение, как правило, падает на -ить. Например: острый — обострИть. При этом данное правило не распространяется на глагол озлОбить;

    е) если речь идет о возвратных глаголах, то в форме прошедшего времени ударение перейдет на окончание или суффикс. Например: начАться — началсЯ.

  4. Причастия:

    а) в действительных причастиях прошедшего времени, которые имеют суффикс -вш-, ударной, как правило, является гласная, находящаяся перед суффиксом. Например: посмотрЕвший;

    б) в кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударным является окончание. Например: принятА;

    в) если в полной форме ударным является суффикс -енн-, то в краткой форме ударение остается неизменным только для причастий мужского рода. Во всех остальных случаях оно перемещается на окончание. Например: включЕнный — включЕн — включенА — включенО — включенЫ.

  5. Деепричастия:

    а) ударение в большинстве случаев остается на том же слоге, что и в неопределенной форме глагола, от которого образовано слово. Например: запилИть — запилИв;

    б) в деепричастиях с суффиксами -в- и -вши- ударным является гласный звук, находящийся перед этим суффиксом. Например: принЯв.

  6. Наречия:

    а) ударение на приставку до- падает в следующих словах: дОверху, дОнизу, дОсуха. Исключение составляют наречия добелА, донЕльзя;

    б) Приставка за- является ударной в следующих словах: зАгодя, зАтемно, зАсветло.

Орфоэпические словари

Орфоэпические словари – словари, отражающие правила литературного произношения.

Орфоэпия (греч. orthoepia, от orthos – правильный, epos – речь) – совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений.

  • Огиенко И. И. Русское литературное ударение. 2-е изд. 1914.
  • Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1950; 5-е изд. М., 1972
  • Русское литературное произношение и ударение / Под ред. Р. И. Аванесова, С. И. Ожегова. М., 1955; 2-е изд. М., 1960.
  • Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения / Под ред. К. И. Былинского. М., 1960; 6-е изд. испр. и доп. Под ред. Д. Э. Розенталя. М., 1985.
  • Воронцова В. Л. Русское литературное ударение XVIII – XX вв. Формы словоизменения. М., 1979. (К монографии прилагается обширный словник с комментариями).
  • Агеенко Ф. Д. Ударения в названиях Москвы и в географических названиях Московской области: Словарь-справочник. М., 1983.
  • Борунова С. Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Ок. 63 500 слов / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1983.
  • Хрыслова Р. В. Словарь ударений русского языка. Минск, 1986.
  • Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка: около 76 000 словарных единиц. М., 1993.
  • Каленчук М. Л., Касаткина Р. Ф. Словарь трудностей русского произношения: Ок. 15000 слов. М., 1997.
  • Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке: 1200 слов. СПб., 2000. В словарь включены слова, которые в результате исторических изменений существуют в нашей речи в двух вариантах: в старом и новом, а также новые слова, произношение которых ещё не устоялось.
  • Иванова Т. Ф., Черкасова Т. А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. М., 2000.  
  • Словарь ударений русского языка: 82 500 словарных единиц / Под ред. М. А. Штудинера. М., 2000. В словарь включены трудные случаи постановки ударения как в нарицательных словах, так и в именах собственных. Из сосуществующих в современном русском литературном языке равноправных акцентных и произносительных вариантов всегда даёт только один вариант.  
  • Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1983; 5-е изд., испр. и доп. М., 1989; 8-е изд., испр. и доп. М., 2000. Словарь создан в результате коренной переработки книги «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова (М., 1955) – первого русского словаря орфоэпического типа. «Орфоэпическому словарю русского языка» предшествовала еще раньше изданная книга «Русское литературное произношение» Р. И. Аванесова (5-е изд. М., 1972).  
  • Вербицкая Л. А. и др. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник. М., 2003.
  • Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. М., 2003.

Сложность ударения

Русский язык предлагает нормы постановки ударения. И эти нормы разнятся с постановкой ударения в других языках.

Например, в английском, французском и ряде других ударение фиксированное на определенном слоге.

Наш язык ушёл далеко вперёд. И у нас с ударностью дела обстоят по-другому.

Чаще всего мы просто запоминаем на каком-то интуитивно-подсознательном уровне, где нужно ударять, а где нет.

Есть три языковые особенности постановки ударения:

  1. Оно может иметь влияние на морфологические признаки, например, существительного. Сравним: «нОги» и «ногИ». Это и им.падеж множественного числа и род.падеж единственного числа. Одно звучание — разные формы слова.
  2. Ударение в слове может быть двойным. Второе — не основное. Такой случай мы встречаем в сложных существительных, образованных из двух основ двух простых слов: мАлоимУщий.
  3. Ударение может меняться в зависимости от развития и совершенствования языка в целом. Например, сто лет назад Пушкин в слове «музыка» ударение ставил на второй слог. И это было в те времена распространённым явлением: «музЫка уж греметь устала».

Но прошли многие годы, и сейчас норма русского языка велит ставить нам ударение в этом слове на первом слоге «мУзыка».

развить

I B/C гл см. Приложение II

(раскрутить, расправить)

разви́л́
развила́
разви́ло
разви́ли
разви́вший 242 см. Приложение II
разви́тый A/A и A/C пр; 251, 257 иск см. Приложение II
разви́т́
разви́та и́ развита́
разви́то
разви́ты
разви́в́ 242 см. Приложение II

Только зимней порой

Меня холод знобил;

Только волос седой

Мои кудри разви́л.

А. В. Кольцов, Расчет с жизнью

В неволе скучной увядает

Едва разви́тый жизни цвет,

Украдкой младость отлетает,

И след ее — печали след.

А. С. Пушкин, Наслажденье

См. также , , , , , , , , , , , , , .
Ср. развить I.
Ср. .
Ср. прич. страд. прош. развитый.
Ср. прил. .

II B/C гл см. Приложение II

(разработать, наладить, углубить, изложить и др.)

разви́л́
развила́
разви́ло
разви́ли
разви́вший 242 см. Приложение II
разви́тый и́ р́а́звитый A/C пр; 251 особ, 257 иск см. Приложение II
разви́т́ и́ р́а́звит
развита́
разви́то и́ р́а́звито
разви́ты и́ р́а́звиты
разви́в́ 242 см. Приложение II

Первый гость

Клянусь тебе, Лаура, никогда

С таким ты совершенством не играла.

Как роль свою ты верно поняла!

Второй

Как развила́ ее! с какою силой!

А. С. Пушкин, Каменный гость

Ср. , , , , , , , , , , , , , .
Ср. развить II.
Ср. .
Ср. прич. страд. прош. развитый.
Ср. прил. .

Ударение при подготовке к ЕГЭ

Наверняка, самые сложные ударения в русском языке ЕГЭ проверит в форме теста

Рекомендуется подготовиться к сдаче экзамена и обратить внимание на действительно сложные нюансы

Также обратите внимание на то, что самые сложные ударения в русском языке ЕГЭ может проверить и предложив написать интересное сочинение на тему по заданному тексту. Готовясь к экзаменам, не забывайте о том, что всякое слово может иметь несколько значений. Точное определение можно понять из контекста

Так, логическое и смысловое ударение это два разных типа ударения и подчас они могут даже противоречить друг другу

Точное определение можно понять из контекста. Так, логическое и смысловое ударение это два разных типа ударения и подчас они могут даже противоречить друг другу

Готовясь к экзаменам, не забывайте о том, что всякое слово может иметь несколько значений. Точное определение можно понять из контекста. Так, логическое и смысловое ударение это два разных типа ударения и подчас они могут даже противоречить друг другу.

Не старайтесь просто запомнить разницу. Лучше всего будет ее понять. Тогда любая частная проблема, связанная с ударением, не вызовет никаких затруднений.

Оценить

Что делать и как запомнить

Как же быть, когда нет единых правил, а вам не хочется повторять неправильные, с прочно укоренившимися ошибками, слова?

Выход есть:

  1. Можно обратиться к орфографическому и орфоэпическому словарям.
  2. Можно повесить на видном месте памятку с трудными словами, чтобы задействовать свою зрительную память и запомнить, как правильно поставить ударение в слове.
  3. Можно многократно повторять вслух слова или выучить стишки вроде этих:
  4. Если для вас русский язык неродной, то помимо вышеперечисленных способов можно посоветовать активно включаться в живое общение. Понятно, что задача овладеть великим и могучим не из легких, но “дорогу осилит идущий”.

Ну, а теперь давайте попробуем пройти тест — поставь правильно ударение в словах:

Получилось? Отлично!

раздвоить

B/A гл см. Приложение II

раздвою́(сь)

раздвои́шь(ся)
раздвоя́т(ся)
раздвои́л(ся) 235 см. Приложение II
раздвои́(сь)! 237 см. Приложение II
раздвои́вший(ся) 242 см. Приложение II
раздво́енный и́ раздвоённый A/A и A/B пр; 245 иск, 255 см. Приложение II
раздво́ен и́ раздвоён
раздво́ена и́ раздвоена́
раздво́ено и́ раздвоено́
раздво́ены и́ раздвоены́
раздвои́в(шись) 242 см. Приложение II

Завыл протяжно вещий бой —

Окрестность с ним завыла;

Вдруг… страшной молния струей

Свод неба раздвои́ла.

В. А. Жуковский, Двенадцать спящих дев

Осенний день. Степь, балка и корыто.

Рогатый вол, большой соловый* бык,

Скользнув в грязи и раздвои́в копыто,

К воде ноздрями влажными приник.

И. А. Бунин, «Осенний день. Степь, балка и корыто…»

Ср. .
Ср. I, .
Ср. II.

* Соло́вый — прост. сонный.

Предыдущая страница  Следующая страница

2000- NIV

Особенности постановки ударения в русском языке

В некоторых словах ударные слоги меняются с течением времени в связи с языковыми изменениями. Если раньше говорили варИт, катИт, дарИт, то сегодня такое произношение режет слух. Мы правильно ставим ударение в словах и говорим вАрит, кАтит, дАрит.

К этой же категории относится слово звонИт, с правильным произношением которого много путаницы. Вполне вероятно, что со временем мы станем говорить звОнит, хотя сегодня такое произношение считается неправильным, но в разговорной речи допускается.

А где ставить ударение в слове средства? Знаете?

В словах “средство” и “средства”, будь то средства производства, финансы или средства массовой информации, ударное всегда Е. Это правило без исключений.

Надо отметить, что в некоторых словах свободное ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Например, вЕдение — ведЕние, Отзыв — отзЫв.

Еще оно бывает подвижным, если меняется при изменении формы слова, например, клык, клыкА, клыкИ.

И бывает неподвижным, когда не зависит от этого, например, закУпорить, закУпорил.

В русском языке есть слова, в отношении которых допустимо разное произношение:

Ударение в русском языке

Ударным слогам русского языка присуще более длительное по сравнению с другими частями слова произношение. А вот высота выделяемого гласного может меняться. Среди мировых языков немало таких, где ударение является вещью стабильной и закрепленной. Как, например, у французов, которые всегда выделяют в слове последний слог, если оно произносится отдельно. А в целой фразе и вовсе все, кроме финишного, слова являются безударными. Выделяется лишь последний слог ритмической группы (собственно, фразы).

В русском таких закономерностей нет. Ударение может падать на любой слог. Более того, оно может меняться в словоформах. Поэтому правильно расставить ударения не всегда легко. Особенно человеку, который не является носителем языка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector